Молодому учителю

Нормативно-правовое обеспечение

образовательного процесса

Организация образовательного процесса в учреждении образования  осуществляется в соответствии с нормативными документами. В том числе с:

  • Кодексом Республики Беларусь об образовании;
  • Образовательный стандарт начального образования;
  • Образовательный стандарт базового образования;
  • Образовательный стандарт среднего образования
  • Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь от 10 июля 2019 года «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»;
  • Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2019 года «О деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2019/2020 учебном году»;
  • Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждёнными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38, в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 28.01.2019 № 13;
  • Положением об учреждении общего среднего образования, утверждённым постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283, в редакции постановлений Министерства образования Республики Беларусь от 04.02.2014 № 9, от 10.04.2014 № 38, от 27.11.2017 148, от 03.03.2018 10;
  • Перечнем учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формами проведения выпускных экзаменов в 2019/2020 учебном году, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 10.07.2019 № 105;
  • Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (с изменениями и дополнениями от 29.09.2010 № 635);
  • Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования» (далее – Санитарные нормы и правила), утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (в редакции постановлений от 29.07.2014 №63, от 25.11.2014 №78, от 17.05.2017 №35, от 03.05.2018 №39);
  • Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525;
  • Правилами безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26.

Все документы можно найти на сайте НИО

САМОАНАЛИЗ:

Прикрепленные файлы:

Реализации воспитательного потенциала урока, формирования личностных и метапредметных результатов освоения содержания образовательных программ образования

Основополагающим требованием к современной школе является формирование личности учащегося, которая умела бы самостоятельно творчески решать насущные задачи, критически мыслить, аргументированно защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в реальной жизни.
развернуть

Реализация воспитательного потенциала урока  напрямую связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.

Личностные результаты освоения содержания образовательной программы начального образования конкретизированы в учебных программах по учебным предметам, на них следует ориентироваться при формулировке воспитательных задач урока.

Основная деятельность учителя связана с проведением учебных занятий – уроков, которые являются одним из главных элементов воспитания.

Воспитательный потенциал урока зависит от нескольких факторов:

целенаправленного отбора содержания учебного материала на каждый урок;

использования образовательных технологий, которые предполагают организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока;

организации личностного взаимодействия учителя и учащихся через создание психологически комфортных и благоприятных условий для деятельности учащихся.

 

 

Основные направления деятельности учителя по воспитанию духовно-нравственных, морально-этических, эстетических и других качеств личности учащегося.

 

  1. Подбор дидактического материала, направленного на формирование нравственно-этической ориентации, гражданской идентичности, ценностного сознания учащихся. Особенно удачными в этом смысле оказываются подборка произведений гражданской, межличностной, природоведческой, этической и эстетической проблематики (о Родине, дружбе, труде, школе, животных, героических поступках людей и т.д.). Ценность образцовых текстов состоит в том, что они сами по себе выполняют воспитательную роль. Удачно продуманная система упражнений и заданий к текстам будет побуждать учащихся к диалогу, обмену мнениями; предоставит простор для высказываний, творческой активности учащихся, выражения индивидуальности, развития и обогащения личного опыта. Изобразительно-выразительные возможности поэтических и прозаических отрывков будут прививать любовь и уважение к русскому языку, эмоционально-ценностное отношение к слову.
  2. Организация работы над морально-этической лексикой, представляющей особую трудность для учащихся начальной школы в силу ее абстрактности. Толкование лексического значения слов нравственной и этической тематики целесообразно организовывать через оценку и характеристику положительных и негативных поступков героев, через речевые ситуации, подводящие к осмыслению понятий: «добро», «зло», «смелость», «героизм», «трусость», «отзывчивость», «чуткость», «благодарность», «предательство» и т.д. Для введения в активный словарный запас данных слов рекомендуется составление с ними предложений, подбор пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.; устное составление сочинений-миниатюр.
  3. Организация самовыражения учащихся в процессе выполнения творческих (устных и письменных) работ (рассказ, изложение, сочинение, творческий диктант, работа с деформированным текстом, редактирование текста, составление диалогов, словесное рисование и т.д.). Творческая работа пробуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать увиденное и пережитое. Во время предваряющей беседы у учащихся воспитываются такие нравственные и морально-этические качества, как любовь, забота, взаимовыручка, уважение, отзывчивость, желание прийти на помощь; развиваются наблюдательность, ответственность.
  4. Определение разнообразных организационных форм обучения, благодаря которым у учащихся формируются активность, трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, лидерство, инициативность. Приветствуется использование парных и групповых форм работы, в ходе которых у учащихся развиваются коммуникативные навыки, формируется опыт сотрудничества: они учатся слышать и слушать, понимать друг друга, составлять план работы и совместно ее выполнять, распределять роли и договариваться, контролировать действия каждого, вести диалог, понятно выражать свои мысли, поддерживать друг друга. Создание на уроке условий для коммуникации и сотрудничества формирует уважительное отношение и толерантность к одноклассникам, учителям.
  5. Использование активных методов изложения учебного материала (исследовательских, поисковых, проблемных), служащих пусковым механизмом для организации творческой поисковой среды, в которой нет места лени, пассивности, безынициативности, равнодушию. Вовлечение учащихся в решение проблемных заданий (вопросов), рассуждения по теме урока или содержанию изучаемого материала, обсуждение разных точек зрения, выражающих согласие или несогласие с автором учебника, текста или учителем, аргументация собственного мнения – все это воспитывает культуру речи, самостоятельность и критичность мышления, умение принимать мотивированные решения, формирует личностную позицию ученика.

 

 

 

свернуть

Педагогам о формировании навыков безопасного и ответственного поведения учащихся

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится весьма небезопасной для него. Работа по формированию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.
развернуть

Определяя основное содержание работы по формированию безопасного поведения, необходимо учитывать жизненный опыт детей, особенности их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии. Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Младший школьный возраст – возраст детей от 7 до 11 лет, что соответствует годам их обучения в начальных классах. Это возраст сравнительно спокойного и равномерного физического формирования, и в то же время, данный этап характеризуется бурным эмоциональным развитием, новизной восприятия. У младших школьников преобладает наглядно-образное понимание и зрительный контроль, которые позволяют запомнить события и предметы, их описание и определение. Важным моментом является игра. В связи с этим становится актуальным использование дидактических развивающих игр, иллюстрированного материала и многократного повторения действий, имитирующих поведение на улице, во дворе, дома, в школе.

Наиболее подвержены влиянию различных негативных факторов среды, риску столкновения с опасными ситуациями подростки. Они и сами являются источником опасности, так как стремление приобрести новый для себя опыт, доказать свою взрослость проявляется в их неоправданно рискованных поступках. В то же время подростковый период является наиболее сензитивным для активного усвоения норм и правил безопасного поведения. Именно этот возрастной период является оптимальным и важным для формирования готовности к безопасному поведению в повседневной жизни.

В процессе жизнедеятельности подросток спонтанно приобретает определенный опыт безопасного поведения. Этот опыт необходимо обогащать, модифицировать.

В работе с подростками будет эффективным использование последовательного погружения в информационные и имитационные ситуации, требующие выбора адекватных способов поведения либо самостоятельного нахождения новых решений, проявляя находчивость, смекалку. Поэтому при формировании навыков к безопасному и ответственному поведению у подростков используются: обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся; открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъективная позиция учащихся и опосредованно их прежний опыт; решение проблемных (ситуационных) задач и анализ конкретных ситуаций; дискуссии учащихся; игровая деятельность; ситуационные игры-упражнения, ролевые и имитационные игры.

В настоящее время на первый план выходят вопросы, связанные с обретением и применением знаний, направленных на сохранение жизни и здоровья, а также формированием опыта поведения учащихся 10–11 классов в экстремальной ситуации. Это обусловлено тем, что одной из основных особенностей старшеклассников (период ранней юности с 14–15 до 17 лет)  является социальное и личностное самоопределение, развитие самосознания, выработка мировоззрения, жизненной позиции, профессиональная ориентация и определение своего социального положения в дальнейшей взрослой жизни.

Конус обучения Эдгара Дейла показывает насколько эффективны различные способы обучения. Схема может быть полезна педагогам для планирования и выбора форм и методов работы со старшеклассниками.

Работа со старшеклассниками должна выходить за рамки классных занятий. Эффективным будет участие в молодежных проектах, волонтерских движениях и т.д.

Т.о, одна из главных задач современных образовательных учреждений— помочь учащимся осознать ценность здоровья и безопасного поведения. Подход должен быть комплексным, с привлечением широкого круга специалистов. Необходимо использовать интегрированные знания в области психологии, физиологии, медицины, социологии, физической культуры. Важно использование наглядного материала, лент новостей, интернет-ресурсов, социальных сетей, реальных жизненных ситуаций, воспринимаемых зрительно и обсуждаемых со сверстниками.

                       Подготовила педагог-психолог Романова Т.В.

свернуть

ПОПС-формула

«У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».

Жан-Жак Руссо

Все современные технологии, методы обучения, методические приемы, применяемые учителем начальных классов на учебных занятиях, призваны решать главную задачу— научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Роль учителя в современных условиях резко изменилась, она перестала быть центральной. Для эффективного управления образовательным процессом педагогу необходима постоянная обратная связь с учащимися. Учителю необходимо знать, как учащийся усвоил материал, какие проблемы возникли. Это можно выяснить традиционными способами. Но с младшими школьниками сложно: они не всегда хотят высказываться, да и есть проблема с оформлением своих мыслей.

Поэтому иногда можно использовать интерактивный методический прием ПОПС-формула – инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем предметам, который направлен на рефлексию учащихся.

Приём был разработан Дэвидом Майккойд-Мэйсоном, специалистом в области юриспруденции из ЮАР. В английском варианте расшифровка аббревиатуры обозначает Position-Reason-Explanation or Example-Summary («позиция-причина-объяснение или пример-резюме»), то есть PRES-formula. Один из проректоров Санкт-Петербургского Института права Аркадий Гутников предложил следующий перевод этого названия: П — позиция; О — объяснение; П — пример; С — следствие/суждение.

Значимость приёма состоит в том, что он позволяет учащимся в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. Последний фактор играет немаловажную роль для каждого учителя, чья работа ограничена строгими временными рамками урока.

Интерактивный методический прием ПОПС-формула можно использовать на занятиях любого типа. Его можно вводить на этапе проверки домашнего задания, фронтального опроса на этапе повторения изученного, во время подготовки к контрольной работе, написанию сочинения.

ПОПС-формула позволяет:

- за короткое время опросить нескольких учащихся;

- получить информацию о глубине понимания ребёнком темы;

- узнать, какую оценку даёт ученик тому или иному событию, явлению.

Такая рефлексия, кроме всего прочего, помогает: формировать оценочное мышление у детей, учит ребят лаконично выражать свои мысли, структурировать идеи. Более того, младшие школьники учатся работать самостоятельно, ощущая при этом свободу творчества, что важно для развития креативности обучающихся.

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П – позиция.

Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает/не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О – обоснование, объяснение своей позиции.

Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие собственное мнение. Ответ должен быть обоснованным. В нем должны быть затронуты моменты из изученной темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П – примеры.

Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, так и знания предмета. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С – следствие (суждение или умозаключение).

Этот блок является итоговым, он содержит окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

Использование предложенного приёма помогает учителю:

- повышать мотивацию обучения детей к предмету;

- облегчить процесс усвоения материала учащихся;

- вызвать живой интерес к предмету;

- расширить общий кругозор детей;

- развивает умение добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать её;

- формирует умение кратко и чётко аргументировать свою точку зрения;

- развивает умение слушать и слышать.

Например, сказка В.Одоевского «Мороз Иванович»

Я считаю, что Рукодельница - положительный герой сказки, потому что она трудолюбивая, добрая, почтительная, скромная. Например, она не отказывает никому в помощи (и печке, и яблоньке, и Морозу Ивановичу). Трудится, не покладая рук, и скучать ей некогда, поэтому она нравится и нам, и автору.

 

свернуть