В помощь учителю по самообразованию

Сущность самообразования и его необходимость 

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность.

В работе по самообразованию педагогом используются самые разнообразные формы:

1)  специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2)  повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период);

3)  индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

-  средств массовой информации,

-  библиотек,

-  музеев, выставок, театров, клубов,

-  экскурсий,

-  научных, технических, художественных, спортивных обществ,

-  исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,

-  общения с учеными, интересными людьми,

-  осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности.

 

СКАЧАТЬ

 

 

Функции самообразования  (по М. Князевой)

Экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний.

Ориентировочная – определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе.

Компенсаторная – преодоление недостатков. образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре.

Саморазвития – развитие самосознания, памяти, мышления, речи, реф­лексивных способностей и др.

Методологическая – формирование образа мира, своего места в мире, определение пути профессионального бытия.

Коммуникативная – установление связей между науками, специаль­ностями, возрастом.

Сотворческая – доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества.

Омолаживания – преодоление инерции собственного мышления, пре­дупреждение застоя в своем профессиональном росте.

Психотерапевтическая – сохранение жизненной энергии, силы лич­ности, переживание полноты жизни.

Геронтологическая – поддержание связей с миром, укрепление жиз­нестойкости организма.

 

СКАЧАТЬ

 

 

Направления самообразовательной деятельности педагога

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учащихся и родителей);
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
  • правовое;
  • эстетическое (гуманитарное);
  • историческое;
  • иностранные языки;
  • политическое;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • охрана здоровья;
  • интересы и хобби

СКАЧАТЬ

 

 

Этапы самообразовательной деятельности педагога:

 

  1. Самодиагностика, проблемный анализ профессиональной деятельности, фиксация проблем и их причин.
  2. Всесторонний самоанализ профессиональной деятельности и ее результатов.
  3. Осознанное принятие решения о необходимости профессионального развития (в зависимости от уже имеющегося уровня: совершенствование профессионального уровня, развитие профессионально значимых компетенций, формирование педагогическо­го мастерства, творчества); самоопределение на основе анализа результатов педагогической деятельности, профессиональных потребностей, мотивов, целей.
  4. Актуализация проблемного поля самообразования.
  5. Интернализация профессионально значимых информационных потоков.
  6. Определение стратегии и тактики саморазвития, выбор темы, разработка программы и плана; отбор форм и методов работы над темой.
  7. Реализация плана самообразования; накопление и систематизация как теоретического, так и практического материала по теме.
  8. Демонстрация наработанного материала (презентация, приглашение в творческую лабораторию, выставка, отчет, серия открытых уроков, публикации в периодических педагогических изданиях и др.).
  9. Самоконтроль выполнения запланированного.
  10. Корректировка хода выполнения плана, его содержания (при необходимости).
  11. Самоанализ и самооценка в процессе и по итогам выпол­нения плана.
  12. Определение путей творческого роста: выбор новой темы самообразования, постановка целей, формулировка задач, выбор направлений деятельности.

СКАЧАТЬ

 

 

Источники самообразования

 

Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники знаний:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • Интернет;
  • видео, аудио;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

СКАЧАТЬ

 

 

Виды  деятельности педагога в процессе самообразования

 

Виды деятельности.

  1. Систематическое повышение квалификации через освоение учебных программ на базе учреждений дополнительного образо­вания взрослых, исходя из запросов и интересов педагога.
  2. Изучение педагогических периодических изданий, методи­ческой и педагогической предметной литературы.
  3. Создание реестра педагогической литературы по изучаемой теме в рамках самообразования.
  4. Посещение учебных занятий коллег внутри и вне учрежде­ния образования, мастер-классов, семинаров, тренингов.
  5. Проведение собственных уроков в рамках темы самообра­зования с последующим самоанализом.
  6. Представление серии уроков по теме самообразования на заседании МО, последующая публикация уроков в периодических изданиях или школьном сборнике.
  7. Разработка авторских дидактических систем в рамках темы самообразования.
  8. Подготовка докладов и рефератов в рамках изучаемой темы для представления на заседаниях МО учреждения образования, РМО.
  9. Участие в днях методического мастерства в учреждении образования, в конкурсах профессионального мастерства на уровне города, республики.
  10. Участие в научно-практических конференциях различного уровня, позволяющих представить собственный педагогический опыт или критически осмыслить опыт коллег.
  11. Изучение возможностей сети Интернет для повышения своего профессионального мастерства, вхождение в профессиональные Интернет-сообщества, предъявление собственных нара­боток на сайте учреждения образования, на сайтах педагогических сообществ.
  12. Создание собственного сайта с представлением результатов самообразовательной деятельности.
  13. Самообобщение и представление продуктивного опыта работы, пропаганда его идей.

СКАЧАТЬ

 

Копилка мудрых мыслей

 

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.

Рубакин Н. А.

 

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.

Рубакин Н. А.

 

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Дистервег А.

 

...Я чувствую себя вправе сказать:

Да здравствует самообразование во всех областях!..

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами,

побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.

К. И. Чуковский

…Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд.

В.А.Сухомлинский

СКАЧАТЬ

 

 

 

Карта профессионального роста педагога

Карта профессионального роста педагога - это своеобразный паспорт педагогического мастерства учителей школы. Карту можно иметь как в печатном варианте, так и на электронном носителе. В карту коррективы вносятся каждый год, что дает возможность увидеть или не увидеть динамику развития методического и педагогического потенциала учителя. Создание  карты профессионального роста педагога  позволит избежать формализма в работе заместителя директора, целенаправленно и системно подходить к отбору методической темы, в рамках которой должно работать учебное заведение в течение года, адекватно оценивать результаты профессионального роста и позитивных изменений в деятельности каждого члена педагогического коллектива.

 

 

Карта профессионального роста педагога

  • Фамилия, имя, отчество учителя
  • Название учебного заведения, которое Вы окончили, год окончания
  • Стаж работы в школе
  • Преподаваемый предмет
  • Квалификационная категория 
  • Курсы повышения квалификации (наименование, № свидетельства, дата получения) за последние 3 года 
  • Предпочитаемые педагогические технологии
  • Тема самообразования и их конечная реализация
  • Методические затруднения учителя (по годам)
  • Достижения Ваших учащихся: наименование мероприятий, предмет, Ф.И.О. учащегося, класс, достижения (призовые места), поощрения (грамота, диплом)
  • Ваши личностные достиж­­ения (грамоты, почетные звания, награды)
  • Публикации в  изданиях (укажите год публикаций и название публикации)

СКАЧАТЬ