Экзамены

РАСПИСАНИЕ

 выпускных экзаменов

по завершении  обучения и воспитания

на II ступени общего среднего образования

в 2022/2023 учебном году

  IX «А» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

2 июня

9.00

Белорусский язык

(базовый уровень)

в письменной форме (диктант)

Рекреация

 3 этаж (каб.307)

7 июня

9.00

Математика

(базовый уровень)

в письменной форме

Рекреация

3 этаж (каб.315)

9 июня

9.00

Русский язык

(базовый уровень)

в письменной форме (диктант)

Рекреация

3 этаж (каб.301)

 

 

IX «Т1» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

2 июня

9.00

Русский язык

(базовый уровень)

в письменной форме (диктант)

Рекреация

3 этаж (каб.301)

7 июня

9.00

Белорусский язык

(базовый уровень)

в письменной форме (диктант)

Рекреация

 3 этаж (каб.307)

9 июня

9.00

Математика

(базовый уровень)

в письменной форме

Рекреация

 3 этаж (каб.315)

 

 

IX «Т2» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

2 июня

9.00

Математика

(базовый уровень)

в письменной форме

Рекреация

3 этаж (каб.315)

7 июня

9.00

Русский язык

(базовый уровень)

в письменной форме (диктант)

Рекреация

 3 этаж (каб.301)

9 июня

9.00

Белорусский язык

(базовый уровень)

в письменной форме (диктант)

Рекреация

3 этаж (каб.307)

 

РАСПИСАНИЕ

 выпускных экзаменов

по завершении  обучения и воспитания

на III ступени общего среднего образования

в 2022/2023 учебном году

      XI «А» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

1 июня

9.00

Математика (базовый уровень)

в письменной форме

 

Рекреация 3 этаж (каб.315)

3 июня

9.00

Английский язык

(базовый уровень)

в устной форме

206

6 июня

9.00

Русский язык (базовый уровень)

в письменной форме

 (изложение)

Рекреация 3 этаж (каб.307)

8 июня

9.00

История Беларуси

(базовый уровень)

в устной форме

301

 

XI «Т» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

1 июня

9.00

Русский язык (повышенный уровень)

в письменной форме (изложение)

Рекреация 3 этаж (каб.307)

3 июня

9.00

История Беларуси

(базовый уровень)

в устной форме

301

6 июня

9.00

Математика (базовый уровень)

в письменной форме

Рекреация 3 этаж (каб.315)

8 июня

9.00

Английский язык

(базовый уровень)

в устной форме

206

Об организационных мероприятиях по подготовке к окончанию учебного года

Все нормативные документы по организации экзаменов размещены на портале Министерства образования Республики Беларусь.
развернуть

Об организационных мероприятиях

по подготовке к окончанию учебного года

 

Все нормативные документы по организации экзаменов размещены на портале Министерства образования Республики Беларусь.

 

На основании письма Министерства образования  2021/2022 учебный год завершается 31 мая 2022 г.

31 мая – учебный день для всех учащихся с 1 по 11 класс и в этот день должны быть записаны все учебные занятия по расписанию

 

Допуск учащихся к выпускным экзаменам осуществляется в строгом соответствии с пунктами 49, 51, 52 Правил проведения аттестации.

Выпускные экзамены пройдут с 1 по 9 июня  2022 года.

По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования для учащихся проводятся выпускные экзамены:

«Белорусский язык» (диктант)

«Русский язык» (диктант);

«Математика» (контрольная работа).

Даты проведения письменных экзаменов для 9-ых классов: 2, 7, 9 июня.

Все экзамены за 9 класс проводятся на базовом уровне.

 

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования проводятся следующие обязательные выпускные экзамены:

«Белорусский язык» (изложение) или «Русский язык» (изложение);

«Математика» (контрольная работа);

«История Беларуси» (в устной форме);

«Иностранный язык (в устной форме).

Даты проведения письменных экзаменов для 11-ых классов: 1, 3, 6 июня.

Даты проведения устных экзаменов определяет учреждение образования.

Все письменные экзамены начнутся в 9 часов.

Как обычно, тексты и задания для школьников будут объявлены через СМИ – по радио и телевидению, а также размещаться на портале Минобра.

Если изучали предметы на повышенном уровне, то сдают экзамен на повышенном уровне.

 

В учреждениях общего среднего образования при проведении выпускных экзаменов в письменной форме (за исключением выпускного экзамена по математике) в классах интегрированного обучения и воспитания создаются две экзаменационные комиссии и выделяются два отдельных помещения для проведения выпускного экзамена.

 

В соответствии с пунктом 91 Правил проведения аттестации письменные выпускные экзамены при проведении итоговой аттестации в другой срок проводятся:

по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования:

22 августа 2022 г. – по белорусскому языку;

24 августа 2022 г. – по русскому языку;

26 августа 2022 г.– по математике;

по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования:

23 августа 2022 г.– по математике;

25 августа 2022 г.– по белорусскому или русскому языку.

 

 

Необходимо:

подготовить технические средства (телевизоры, радио, интернет) для приёма информации о номерах контрольных работ, текстах изложений и диктантов;

обеспечить выполнение  мероприятий, направленных на предупреждение распространения ковид;

организовать психологическое сопровождение экзаменационной кампании;

организовать работу «горячей линии» по вопросам проведения выпускных экзаменов;

разместить информацию о выпускных экзаменах на сайте и стендах.

 

В документах об общем среднем образовании в графу «средний балл» вносится средний балл аттестата, который определяется по десятибалльной шкале (с точностью до десятых долей единицы). Средний балл аттестата об общем среднем образовании считается следующим образом: суммируются все отметки по учебным предметам, выставленные в баллах, и полученная сумма баллов делится на количество учебных предметов, по которым выставлены отметки в баллах.

В справку об обучении вносятся наименования учебных предметов и результаты аттестации за соответствующий период обучения.

Обращаем особое внимание на то, что в соответствии с пунктом 1 приказа Министра образования Республики Беларусь от 28.12.2015 № 1000 «О возложении персональной ответственности» персональная ответственность за правильность подсчета среднего балла документа об общем среднем образовании возложена на руководителей учреждений общего среднего образования.

 

 

Учащиеся 10 классов обязательно посещают 5-ти дневные учебно-полевые сборы (30 часов). Проведение сборов обеспечивают центры допризывной подготовки, в случае отсутствия – учреждения образования.

 

Должна была быть проведена целенаправленная работа с учащимися XI классов направленная на 100% сдачу  квалификационного экзамена. Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии.

В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по трудовому обучению, полученная в XI (XII) классе УОСО и УСО. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам каждой четверти. Отметка по итогам квалификационного экзамена не влияет на отметку, выставленную в аттестат об общем среднем образовании по учебному предмету «Трудовое обучение».

 

Проинформировать выпускников, что на сайте РИКЗ ежегодно размещаются необходимые абитуриентам материалы: информация по регистрации для участия в ЦТ, адреса пунктов регистрации и проведения тестирования, график ЦТ, памятка участнику ЦТ, инструкция по заполнению бланка ответов, информация о получении результатов ЦТ, спецификации тестов ЦТ.

Непосредственно централизованное тестирование будет проводиться в установленные сроки с 14 июня по 6 июля. Резервные дни – 12, 14, 16 июля.

 

 

Как и в прошлые годы педагоги столицы будут принимать участие в работе государственных комиссий по контролю за проведением  ЦТ и вступительной компании. Каждый заместитель директора принимающий участие в работе комиссии на ЦТ с 14 июня по 16 июля должен будет приходить с педагогами для участия наблюдателями в аудиториях ВУЗов (количество человек будет определяться накануне). В данном вопросе координатором выступает Комитет государственного контроля.

Координатор от комитета по образованию – Маркевич Валентина Владимировна (МГИРО).

 

 

 

 

Напоминаем о приеме в учреждения общего среднего образования:

 

Согласно п.95 положения об учреждении общего среднего образования заявления  на имя руководителя учреждения подаются  в период с 12 июня по 28 августа при приеме в II - XI классы, за исключением случаев:.

в период с 12 июня по 10 августа осуществляется прием в X класс гимназий для продолжения получения образования на III ступени общего среднего образования в этих гимназиях;

в период с 11 по 17 августа при приеме на свободные места в X классы гимназий;

в период с 12 июня по 17 августа при приеме на свободные места в XI классы гимназий, гимназий-интернатов, VI - IX, XI классы гимназий - колледжей искусств, в XI класс лицеев, учреждений высшего образования;

 

При приеме на свободные места в X - XI классы гимназий, гимназий-интернатов лица, изъявившие желание принять участие в конкурсе, в период с 18 по 25 августа года приема сдают два вступительных испытания из числа учебных предметов, определенных планом учреждения общего среднего образования для изучения на повышенном уровне, которые они хотят изучать на повышенном уровне.

Зачисление осуществляется не позднее 28 августа.

 

Набор в  10-е классы  лицеев № 1 и № 2 в 2022  году не осуществляется.  

 

Профильное обучение сохраняется, не забываем о возможности открытия допрофильного обучения с 8 класса.

При организации допрофильной подготовки и профильного обучения: осуществлять обоснованный выбор модели обучения с учетом запросов учащихся и их законных представителей, анализа результатов учебной деятельности; анализировать результативность педагогической деятельности учителей, работающих в профильных классах; организовать методическую работу с кадрами, направленную на совершенствование образовательного процесса; осуществлять оценивание учащихся в соответствии с Нормами оценки результатов учебной деятельности; анализировать эффективность проведения стимулирующих, поддерживающих занятий.

Зачисление в 10 профильный класс на третью ступень обучения в средней школе проводится с учетом: 7 баллов – по профильному предмету, и среднего балла свидетельства о базовом образовании не ниже 7 баллов.

Для базовых 10 классов изучение учебного предмета «Трудовое обучение» организуется на базе учреждений ПТО и ССО.

Информацию о приемной кампании разместить на стендах и сайтах!

свернуть

Памятка для учащихся 11-х классов и их родителей

Выпускной экзамен — это процедура итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования. Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь
развернуть

ДОПУСК К ЭКЗАМЕНАМ

  • К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам, а также учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от уроков по учебным предметам "Физическая культура и здоровье" или "Трудовое обучение", и учащиеся, которым выставлена по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" отметка "зачтено".
  • Учащиеся, имеющие годовые отметки 0 баллов или не аттестованные по двум и более учебным предметам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, к выпускным экзаменам не допускаются, им выдается справка об обучении в порядке, установленном Министерством образования.
  • Учащиеся, не явившиеся на выпускной экзамен без уважительной причины или получившие отметку 0 баллов по одному учебному предмету на выпускном экзамене по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, сдают выпускной экзамен по этому учебному предмету в период с 21 по 28 августа
  • Учащимся, которые не явились хотя бы на один выпускной экзамен по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, в том числе в другой срок, и (или) при сдаче в другой срок выпускных экзаменов получили отметку 0 баллов хотя бы по одному учебному предмету, выдается справка об обучении в порядке, установленном Министерством образования.

Учащиеся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их окончания, сдают пропущенные выпускные экзамены до 10 июля. В случае продолжения заболевания они могут сдавать выпускные экзамены в период  с 21 по 28 августа.

ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

       От всех или нескольких выпускных экзаменов при условии наличия положительных отметок за год освобождаются:

  • на основании приказа Министра образования и приказов исполнительных комитетов - учащиеся, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;
  • на основании приказов руководителей исполнительных - кандидаты и участники официальных международных спортивных соревнований в случае совпадения сроков подготовки к соревнованиям и проведения соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов.
  • на основании приказа управления по образованию учащиеся, имеющие заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, определенный Министерством здравоохранения; учащиеся, обучающиеся и воспитывающиеся на дому; учащиеся-женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет.

!Для освобождения от экзаменов в учреждение общего среднего образования необходимо предоставить:

- заявление учащего(ей)ся или его (ее) законных представителей с просьбой об освобождении от выпускных экзаменов (подается до 10.05.2022);

- заключение врачебно-консультационной комиссии (оригинал)для учащихся, имеющие заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, утверждаемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь (подается до 10.05.2022).

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДЯТСЯ ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащихся при освоении содержания образовательной программы среднего образования обязательными являются:

  • «Математика» в письменной форме;
  • «Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося в письменной форме;

!Заявления с указанием выбора учебного предмета учащиеся обязаны подать не позднее 01.05.2019.

 Форму заявления можно взять у заместителя директора по УР Сыч Е.А.

  •  «Иностранный (английский) язык» в устной форме;
  • «История Беларуси» в устной форме

Расписание выпускных экзаменов утверждается руководителем учреждения образования и доводится до сведения участников образовательного процесса не позднее чем за десять дней до начала выпускных экзаменов.

Начало экзаменов, которые проводятся в письменной форме,  в 9 часов утра;

в школу необходимо прибыть не позднее, чем за 30 минут до начала экзамена.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЭКЗАМЕНОВ

  • 5 астрономических часов – по учебному предмету ”Математика“;
  • 4 астрономических часа – по учебным предметам ”Белорусский язык“ и ”Русский язык“ (изложение).
  • Не более 30 минут – на подготовку к ответу по учебному предмету, который сдаётся в устной форме

Иметь при себе

Разрешено использовать

Не разрешается приносить с собой

Шариковую ручку синего или фиолетового цвета.

 

 

 

А на экзамен по математике, кроме того, простой карандаш, линейку, циркуль, транспортир, ластик

 

На экзаменах в устной форме -  карты, таблицы, модели, схемы, аудиовизуальные средства

Тетради, учебники, учебные и справочные материалы.

 

Средства связи, электронно- вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

 

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК

Отметки, полученные учащимися на выпускных экзаменах, которые проводятся в устной форме, объявляются учащимся после окончания выпускных экзаменов, а в письменной форме – не позднее чем за один день до проведения следующего выпускного экзамена.

 По учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме экзаменационной отметки итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной отметок.

Итоговая отметка выставляется:

      на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;

      на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой.

В случае, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла, итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.

При получении экзаменационной отметки ”0“ баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.

! Экзаменационные и итоговые отметки, которые выставлены учащимся выпускных классов, а также годовые отметки по учебным предметам, которые включаются в аттестат об общем среднем образовании по итогам их изучения в предыдущих классах, пересмотру не подлежат.

свернуть

Памятка для учащихся 9-х классов и их родителей

Выпускной экзамен — это процедура итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования. Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь
развернуть

ДОПУСК К ЭКЗАМЕНАМ

  •  К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам, а также учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от уроков по учебным предметам ”Физическая культура и здоровье“ или ”Трудовое обучение“, и учащиеся, которым выставлено по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ отметка ”зачтено“.
  • Учащиеся, не явившиеся на выпускной экзамен без уважительной причины или получившие отметку 0 баллов по одному учебному предмету на выпускном экзамене по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, сдают выпускной экзамен по этому учебному предмету в период с 21 по 28 августа.
  • Учащиеся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их окончания, сдают пропущенные выпускные экзамены до 10 июля. В случае продолжения заболевания они могут сдавать выпускные экзамены в период с 21 по 28 августа.
  • По результатам итоговой аттестации в другой срок на повторный год обучения остаются учащиеся, завершающие обучение на II ступени общего среднего образования, которые:

получили по учебным предметам (хотя бы по одному) 0 баллов, которые складываются из годовых и экзаменационных отметок;

не явились на выпускные экзамены (хотя бы на один) в установленные сроки.

ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ 

       От всех или нескольких выпускных экзаменов при условии наличия положительных отметок за год освобождаются:

  • на основании приказа Министра образования и приказов исполнительных комитетов - учащиеся, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;
  • на основании приказов руководителей исполнительных - кандидаты и участники официальных международных спортивных соревнований в случае совпадения сроков подготовки к соревнованиям и проведения соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов.
  • на основании приказа управления по образованию учащиеся, имеющие заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, определенный Министерством здравоохранения; учащиеся, обучающиеся и воспитывающиеся на дому; учащиеся-женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет.

!Для освобождения от экзаменов в учреждение общего среднего образования необходимо предоставить:

- заявление учащего(ей)ся или его (ее) законных представителей с просьбой об освобождении от выпускных экзаменов (подается до 10.05.2022);

- заключение врачебно-консультационной комиссии (оригинал)для учащихся, имеющие заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, утверждаемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь (подается до 10.05.2022).

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДЯТСЯ ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащихся при освоении содержания образовательной программы среднего образования обязательными являются:

  • «Белорусский язык» в письменной форме;
  • «Русский язык» в письменной форме;
  • «Математика» в письменной форме.

Расписание выпускных экзаменов утверждается руководителем учреждения образования и доводится до сведения участников образовательного процесса не позднее чем за десять дней до начала выпускных экзаменов.

Начало экзаменов, которые проводятся в письменной форме,  в 9 часов утра;

в школу необходимо прибыть не позднее, чем за 30 минут до начала экзамена.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЭКЗАМЕНОВ

  • 4 астрономических часа – по учебному предмету ”Математика“;
  • 1 астрономический час – по учебным предметам ”Белорусский язык“, ”Русский язык“ (диктант);

Иметь при себе

Разрешено использовать

Не разрешается приносить с собой

Шариковую ручку синего или фиолетового цвета.

 

 

А на экзамен по математике, кроме того, простой карандаш, линейку, циркуль, транспортир, ластик

-

Тетради, учебники, учебные и справочные материалы.

 

Средства связи, электронно- вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

 

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК

Отметки, полученные учащимися на выпускных экзаменах, которые проводятся в письменной форме, объявляются учащимся не позднее чем за один день до проведения следующего выпускного экзамена.

 По учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме экзаменационной отметки итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной отметок.

Итоговая отметка выставляется:

       на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;

        на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой.

В случае, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла, итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.

При получении экзаменационной отметки ”0“ баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.

! Экзаменационные и итоговые отметки, которые выставлены учащимся выпускных классов, а также годовые отметки по учебным предметам, которые включаются в свидетельство об общем базовом образовании по итогам их изучения в предыдущих классах, пересмотру не подлежат.

свернуть

Как готовиться к экзаменам

Памятка для учащихся
развернуть

Как подготовиться психологически.

 

Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверх цели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической.

- Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

-  Если очень трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

- Ежедневно выполняй упражнения на снятие усталости, достижению расслабления.

 

Что делать если глаза устали?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если глаза устали, значит, устал весь организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполни два любых упражнения:

-  посмотри попеременно вверх v вниз (25 сек.), влево - вправо (15 сек.);

-  напиши глазами своё имя, отчество и фамилию;

-  попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете (20 сек.), потом на листе бумаги перед собой (20 сек.);

- нарисуй квадрат, треугольник v сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

 

Режим дня.

Раздели день натри части:

-         готовься к экзаменам 8 часов в день

-         занимайся спортом, гуляй на воздухе, сходи на дискотеку потанцуй v 8 часов

-         спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность сделай себе тихий час после обеда.

 

Питание.

Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Ещё один совет: перед экзаменом не наедайся.

 

Место для занятий.

Организуй правильно своё рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в жёлтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

 

Как запомнить большое количество материала.

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши всё, что знаешь, и затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли v это опорный пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

Как вести себя во время экзамена.

  1. Перед экзаменом обязательно выспись.
  2. Все вещи, которые понадобятся на экзамене: письменные принадлежности, талисман - приготовь заранее, в день перед экзаменом. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, карандаш, точилка, стиральная резинка, носовой платок
  3. Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайся избегать ярких цветов, вызывающих деталей костюма. Всегда помни о чувстве меры.
  4. За день до тестирования постарайся ничего не учить. Если чего-то недоучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму.
  5. Смело входи в класс с мыслью, что всё получится.
  6. Сядь удобно выпрями спину. Подумай о том, что ты лучше всех, умнее, хитрее и у тебя всё получится. Сосредоточься на словах LЯ спокоен, я совершенно спокоен¦. Повтори их несколько раз. Мысли отгонять не стоит, т.к. это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми руки в кулаки.
  7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

- сядь удобно

- сделай глубокий вдох через нос (4-6 сек.),

- задержка дыхания (2-3 сек.),

- медленный плавный выдох.

  1. Слушай преподавателя внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов о заполнении документов тестирования. Тебе всё объяснят: как заполнять бланк, какими буквами писать, как его кодировать и т.д.
  2. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы регламентирующие время, =выполнение теста =и заполнение бланка. Торопись не спеша. Читай задание до конца Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
  3. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм. =
  4. Когда приступишь к новому заданию, забудь, всё, что было в предыдущем, - как правило, задания в тестах между собой не связаны.
  5. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
  6. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции!
  7. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

 

 

свернуть

Советы выпускникам

Экзамен - ситуация, которая у большинства людей связана с сильным физическим и эмоциональным напряжением. Другими словами - это просто стресс. Как легче преодолеть экзаменационное испытание? 
развернуть

    Подготовка к экзамену.

- Подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

- Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они повышают интеллектуальную активность). Для этого достаточно картинки в этих тонах.

- Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы.

 - Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего.

- Чередуйте занятия и отдых: 40 мин. занятий, 10 мин. – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

- Оставьте 1 день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы. 

  Накануне экзамена.

- Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять, напротив, вечером совершите прогулку, перед сном примите душ.

        - На экзамен вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 мин. до начала экзамена.  

Во время тестирования.

- Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

- Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

- Если не знаете ответ на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Отвечайте на те вопросы в задании, в которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на те, которые могут вызвать долгие раздумья.

- Научитесь пропускать трудные и непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.

- Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем.

- Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.

- Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Общие рекомендации выпускникам

         Экзамен - ситуация, которая у большинства людей связана с сильным физическим и эмоциональным напряжением. Другими словами - это просто стресс. Как легче преодолеть экзаменационное испытание? 

Психологи советуют:

  1. Развивайте уверенность в себе. У вас все получится, в любых ситуациях, вы найдете выход, сможете найти знания для ответа даже на тот вопрос, который не успели повторить.
  2. Планируйте свое будущее независимо от результатов сданного экзамена. Плохо сданный экзамен - это не конец света, это также позитивный опыт, возможность проанализировать свои неэффективные действия и избежать их в будущем.
  3. В последние дни перед экзаменом старайтесь чрезмерно не переутомляться. За день до экзаменов работайте не больше чем 8 часов, иначе на сдачу экзаменов энергии у вас не останется. Научитесь расслабляться, делайте паузы в работе, слушайте спокойную музыку.
  4. Обратите внимание на приметы чрезмерного стресса, который может вызвать неадекватную реакцию организма на поведение в сложной ситуации. Это - потеря аппетита или переедание, бессонница и постоянное чувство утомления, головная боль, плаксивость без всякой причины во время подготовки к экзаменам. В связи с этим необходимо принять меры по преодолению стресса. Напряжение хорошо снимается творческими занятиями в свободное время - рисованием (даже если вы рисуете плохо), можно сходить на выставку. Хорошо помогают занятия спортом, бассейн, массаж.

5.Впечатлительным, тревожным ребятам желательно потренироваться сдавать экзамен заранее, лучше всего с малознакомым человеком, или представить в деталях все событие, и при этом не зацикливаться на каком-то одном моменте.

  1. Накануне экзамена. За ночь до экзаменов постарайтесь хорошо выспаться. По дороге на экзамен, не думайте про него.
  2. На экзамен старайтесь одеться в удобную, аккуратную одежду. Старайтесь, чтобы она не была новой, потому что неизвестно, как вы в ней будете себя чувствовать.

 

 

свернуть

Психологическое сопровождение ЦТ

Оцените, что больше всего пугает в процедуре ЦТ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;

Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах такая же трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому? Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы  и в этот раз?

Осознай, кто бы мог тебе помочь в ситуации подготовки к ЦТ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении  по поводу предстоящего события;

Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;

Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению централизованного тестирования, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;

Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;

Используй такие формулы самовнушений:

  Я  УВЕРЕННО  СДАМ  ЦТ

  Я  УВЕРЕННО  И  СПОКОЙНО  СПРАВЛЮСЬ  С  ЗАДАНИЯМИ

  Я  С  ХОРОШИМ  РЕЗУЛЬТАТОМ  ПРОЙДУ  ВСЕ  ИСПЫТАНИЯ

  Я  СПОКОЙНЫЙ  И  ВЫДЕРЖАННЫЙ  ЧЕЛОВЕК

  Я  СМОГУ  СПРАВИТЬСЯ  С  ЗАДАНИЕМ

  Я  СПРАВЛЮСЬ

  Я  ДОЛЖЕН  СДЕЛАТЬ  ЭТО…

 

Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть уверенным, спокойным и мобильным.

свернуть

Способы борьбы со стрессом

Итак, какие же способы борьбы со стрессом мы применяем – и каковы их плюсы и минусы?
развернуть

Первая стратегия – это конфронтация, или противостояние ситуации: агрессивная установка человека по отношению к тяжелым жизненным обстоятельствам, когда такие ситуации воспринимаются им как враждебная сила, которую надо победить и/или уничтожить. Такая стратегия хороша, когда ситуация персонифицирована: имеется в реальности конкретный угрожающий объект, который, будучи нейтрализован, прекратит свое вредоносное воздействие. Тогда все в порядке: энергия противостояния направлена четко и адресно, что обеспечивает максимум эффекта.

Однако же имеются подводные камни: именно вследствие применения этой стратегии человек нередко и сам преступает закон, действуя по принципу «око за око». Второй подводный камень данной стратегии в том, что если угроза не персонифицирована, то применение подобной стратегии выливается во всем нам хорошо знакомую и задолго до меня описанную борьбу с ветряными мельницами. Какой смысл грозить небу кулаком при надвигающемся урагане, а тем более – вслед ему?

Вторая стратегия – дистанцирование от проблемы или же откладывание ее решения. Человек пытается посмотреть на проблему словно бы из-за стекла, и это здорово помогает, например, в ситуации общения с так называемым «психологическим вампиром». Поскольку если его не воспринимать как реальный объект и не реагировать остро, мы лишаем его тем самым энергетической подпитки и сводим на нет его усилия – то есть выигрываем бой. Однако если такую стратегию применять неграмотно, например – избрать ее в качестве реакции в случае обнаружения тяжелого заболевания у себя или же у близких, то дело может закончиться очень плохо.

Третий вариант реакции – стратегия самоконтроля, то есть стремление регулировать свои чувства и действия. Это также палка о двух концах: как правило, она очень действенна и прекрасно выручает при форс-мажорах вроде стихийных бедствий, техногенных катастроф и нападений террористов (в таких условиях наибольшие шансы на выживание имеет тот, у кого ясная голова и трезвые мысли), а также в ссорах при условии равенства сторон по силе. Однако гораздо менее эффективна в ситуации, когда противник блефует и его следует просто напугать демонстрацией силы. Здесь совладание с гневом принесет скорее вред, чем пользу: противник может перейти в наступление, приняв такое поведение за слабость соперника. Кроме того, чрезмерное «зарегулирование» своих эмоций приводит к возникновению перенапряжения и провоцирует психосоматические заболевания.

Четвертая стратегия – поиск социальной поддержки, обращение за помощью к другим людям. Это бывает очень нужно и действенно в ситуации острого горя, поскольку наедине с несчастьем может оставаться далеко не каждый. Однако терапия социумом – штука очень мощная и оправдана лишь тогда, когда случилось действительно нечто из ряда вон выходящее. А вот если эта стратегия используется сплошь и рядом, если самостоятельно никакой груз человек переносить не желает – это свидетельствует о его неумении решать проблемы и о некоторой инфантильности.

Пятый вариант – стратегия принятия ответственности. Это, напротив – путь сильных и зрелых людей, и подразумевает он признание собственных ошибок и их анализ с целью не допустить повторения. Опасность данной стратегии лишь в одном: чрезмерно ответственные люди могут слишком далеко зайти по этому пути и уподобиться пионеру, который всегда в ответе за все. В то время как многое в этом мире нам неподвластно: и стихийные бедствия, и внезапные болезни близких – все это вне границ нашего контроля и нести тяжкий груз ответственности буквально за что угодно, происходящее в этой жизни – прямой путь в невроз.

Еще один способ отреагировать – стратегия планового решения проблемы: то есть выработка плана спасения и четкое следование ему. Плюсы данного способа очевидны, особенно в случае надвигающейся опасности, минусы же – те самые, что и у предыдущего варианта – когда ситуация находится вне пределов нашей возможности ее контролировать, этот способ не работает.

Седьмая стратегия – это позитивная переоценка происходящего. Любое событие, даже самое негативное, можно переоценить в положительном ключе, увидеть в нем некий смысл и позитивный момент. Я знала замечательного человека, который, став инвалидом-колясочником после аварии, увидел в этом смысл и полностью перенаправил свое личностное развитие: акцент с физического и материального сместился на развитие духовное – и я не помню более сильной и глубокой личности среди моих друзей…

Но с этой стратегией также необходимо быть осторожными, ведь все хорошо в меру: если перед лицом опасности сосредоточиться не на том, как ее минимизировать, а на том, как бы «не ударить в грязь лицом и достойно, с юмором принять удар судьбы», то от удара этого можно и не оправиться. Словом, эта стратегия хороша не ДО, а ПОСЛЕ.

Ну и последний вариант – он последний во всех смыслах и называется «избеганием (или переносом) ответственности». Это – попытка уйти из ситуации или от общения; в народе эта стратегия известна как «поза страуса»: что бы ни случилось – голову в песок. Этот способ реагирования не эффективен никогда и свидетельствует о совершенной инфантильности человека, его выбирающего.

свернуть