-
Оператор электронного набора и вёрстки
Эта профессия относится к сфере информационных и компьютерных технологий и в последнее время становится достаточно популярной профессией.
Процесс книгопечатания, изобретенный в середине 15 века И. Гутенбергом и просуществовавший практически в первоначальном виде вплоть до нашего столетия, значительно развился именно благодаря применению компьютеров. Современные издательские системы QuarkXPress, PageMaker позволяют подготовить оригинал-макет печатного издания (книги, газеты, журнала, буклета), пригодный для тиражирования офсетным способом, либо представить данные для фотонаборного аппарата. Скорость компьютерной верстки намного превышает старые ручные технологии, что выразилось в лавинообразном увеличении ассортимента печатных изданий.
В задачи специалистов компьютерных издательских систем входит выполнение электронного набора и компьютерной вёрстки книг, публикаций, составление оригинал-макетов газет, журналов, брошюр, буклетов, листовок, календарей, визиток. В наипростейшем варианте вёрстка – это просто набор текста на компьютере. Конечно, может показаться, что этим способен заниматься каждый, но есть область человеческой деятельности, где необходимы именно операторы электронного набора и вёрстки. Эта область – полиграфия, или выпуск печатной продукции.
В ходе обучения по данной специальности в УПК предусматривается выполнение практических и лабораторных заданий на современных компьютерах. Процесс обучения включает в себя детальное изучение таких программных пакетов как текстовый процессор Microsoft Word, графические редакторы Adobe Photoshop, Corel Draw, издательская система Adobe PageMaker.
Данных курс имеет чётко выраженную практическую направленность, позволяющую учащимся по завершению обучения, создавать электронные варианты различных информационных изданий: визитки, брошюры, календари, буклеты, проспекты и т.д.
Большое число специалистов в области полиграфического дизайна начинали свою деятельность именно верстальщиками. В принципе, провести чёткую грань между работой художника - дизайнера и верстальщика сложно. Говорят, что художник-дизайнер работает (именно как художник) в любом издании лишь первые месяцы его существования, пока находится и утверждается его индивидуальный стиль, когда разрабатывается художественная концепция издания. Имея полиграфическое образование, опытный оператор электронного набора и вёрстки вполне может претендовать на должность технического редактора или ответственного за выпуск издания.
По окончании курса обучения учащимися сдаётся экзамен, состоящий из теоретической части и защиты самостоятельно разработанного издательского проекта. При успешной сдаче экзамена выпускнику выдаётся свидетельство с присвоением квалификации "Оператор электронного набора и вёрстки 5 разряда" и затем ребята могут трудоустроиться в рекламные агентства, полиграфические фирмы, издательства и отделы информационных технологий различных компаний и холдингов на должности «верстальщик», «верстальщик-макетчик». Верстальщик – одна из начальных должностей, с которой многие люди начинает свою карьеру в области полиграфии. Большое число специалистов в области полиграфического дизайна начинали свою деятельность именно операторами электронного набора и вёрстки.
-
Мастер по маникюру
Во все времена женщина хотела быть красивой. И, пожалуй, ни одна косметическая процедура не уходит корнями в глубь веков так, как маникюр.
Еще в древнем Египте и Китае 3000 лет назад знали толк в маникюре. При археологических раскопках в древнем Египте находили мумии с ногтями, покрашенными хной. По цвету ногтей можно было определить, к какому слою общества принадлежит тот или иной египтянин, потому что только верховной знати разрешалось красить ногти различными вариантами красного цвета. Всем прочим разрешались только бледные оттенки.
Любовь человечества к красивым ногтям прослеживается в различных культурах давно. В те стародавние времена, когда мужчины единолично правили миром, маникюр не знал различий пола. Еще не ставшие символом «женственности», цветные ногти служили своего рода униформой для римских и ассирийских воинов, которые красили ногти, подстригались и красили губы, перед тем как идти в бой.
Первый цветной лак, который появился только в 1932 году в США, положил начало бурному развитию этой индустрии красоты в мире. Само слово маникюр произошло от латинского "manus", что значит кисть и "cure" - уход, т.е. означает гигиеническую обработку с целью предупреждения и профилактики заболеваний, связанных с кожей рук и ногтями и придание рукам, а соответственно и ногтям, красивого и ухоженного вида.
Маникюр современного вида возник во Франции в 1830-е годы, когда королю Луи Филиппу пришлось удалить заусенец на пальце. Доктору, который выполнил эту небольшую операцию, приказали разработать набор для ухода за руками. В набор для обработки ногтей была введена апельсиновая палочка, позаимствованная врачом из зубоврачебных инструментов. В дальнейшем известный доктор того времени передал свою практику племяннице, которая сумела сделать маникюр популярным не только в придворных кругах. Уже к началу XX века «наборы для ногтей» продавались в обычных универсальных магазинах. Уход за руками стал важной коммерческой отраслью, и к 50-м годам XX века уход за ногтями стал неотъемлемой частью индустрии красоты, и ногти превратились в важный элемент моды.
Следует отметить, что в связи с тем, что в последнее время все большую популярность во всем мире завоевывает так называемый «Нейл-Арт» – искусство украшения ногтей, которое в считанные годы из безобидного покрытия ногтей лаками разнообразных цветов и оттенков, от пастельных до ядовито-красных и даже черных, превратилось в целую индустрию.
Не удивительно, что профессия мастера по маникюру во все времена была и будет профессией творческой и востребованной. Итак, на сегодняшний день мастер по маникюру занимается гигиенической обработкой рук и ногтей клиента, выполняет массаж, осуществляет покрытие ногтей лаком, владеет художественной росписью на ногтях. Особое место в маникюре занимает «Нейл-Арт» - своего рода фигуры высшего пилотажа в оформлении рук. Эти услуги постоянно будут пользоваться спросом так, как люди никогда не перестанут ухаживать за своими руками. Ведь руки – это визитная карточка каждой женщины!
Как и любая другая профессия, связанная с обслуживанием, профессия мастера по маникюру требует не только безукоризненного мастерства, но и индивидуального психологического подхода к клиентам, а также доверительного и благожелательного отношения к ним так, как маникюрный салон посещают, чтобы не только сделать свои руки наиболее привлекательными, но и отдохнуть, расслабиться и почувствовать заботу о себе.
Будущим мастерам по маникюру необходимы знания основ химии в пределах школьного образования, анатомии и этики общения с людьми. Они должны знать строение кожи и ногтей, правила нанесения, подбора кремов и эфирных масел и их влияние на кожу и ногти.
Занятия в УПК-2 проводятся в ученическом маникюрном кабинете, оснащенном всем необходимым оборудованием. За время обучения учащиеся осваивают основы материаловедения, технику выполнения маникюрных работ, основы санитарии, гигиены и этику общения.
По окончанию курса обучения и после успешной сдачи экзамена выпускникам присваивается квалификация «мастер по маникюру третьего разряда». В дальнейшем они могут работать в сфере бытового обслуживания, при желании.
-
Повар
Кто такой повар? Человек, который умеет готовить, причем, делает это профессионально. Может стянуть с рыбы шкуру "чулком", не повредив филе будущего деликатеса. В его голове сотни рецептов какой-то одной кухни, например европейской, либо рецепты кухонь разных народов мира. Он знает все о специях, соусах, десертах, о первых и вторых блюдах.
Профессия повара - одна из древнейших в мире, которая сохранилась до наших дней и постоянно развивается. Известно, что оттого как накормить человека, зависит и его здоровье, и настроение, и успехи в делах, поэтому и в наши дни повар - одна из немногих профессий, которая пользуется заслуженным авторитетом среди практически всех слоев современного обшества.
Повара бывают шести разрядов, свидетельствующих о степени их профессионализма. Первые три получают еще в процессе учебы. Для того чтобы получить второй и третий разряды, нужно сдать экзамен перед квалификационной комиссией в МУПК № 2, то есть вытянуть билет, прочесть название блюда, приготовить его и представить на суд экзаменаторов. Сложность блюда напрямую зависит от получаемого разряда. А уже четвертый приобретается на государственном экзамене при выпуске из ПТУ. Принцип его получения тот же - приготовление блюда перед комиссией. Шестой разряд – может получить только тот специалист, который занял призовое место на республиканском конкурсе поваров.
В чем прелесть профессии? В том, что вы умеете готовить. Независимо от того, реализуетесь ли вы в профессиональном плане или нет, разнообразить собственное меню или меню для своей семьи вы всегда сможете. И сервировать праздничный стол для вас не будет проблемой. Минусы поварской жизни: приходится работать при постоянно высоком температурном режиме, что не может не сказываться на самочувствии. Кроме того, повар постоянно на ногах. Отсюда профессиональные заболевания, такие, как артрит, остеохондроз и прочее.
К желающим получить профессию повара предъявляются определённые личные и профессиональные качества: чистоплотность, аккуратность, терпение, чувство отвественности, ловкость, отличное зрение, физическая выносливость, подвижные пальцы рук, отменное осязание и обоняние.
За время обучения учащиеся осваивают изучают кулинарию, санитарию и гигиену, организацию предприятий питания, оборудование и другие предметы. Практические занятия по освоению приёмов нарезки овощей и приготовлению холодных закусок проводятся в мастерской-кухне УПК, а остальные практические навыки учащиеся осваивают, работая в столовых комбината школьного питания Фрунзенского района.
Учащиеся, прошедшие курс обучения по программе "Повар", будут знать технологию приготовления блюд и кулинарных изделий, требования к качеству сырья и готовой продукции, оформление и подачу блюд, а также знать правила техники безопасности при приготовлении блюд. Конечно, на первый взгляд ничего мудреного в кулинарной профессии нет. Ведь в каждой семье ежедневно готовят обед. Однако, изучив историю поварского искусства, начинаешь понимать, что приготовление пищи — это настоящая наука!
По окончании курса обучения и после успешной сдачи экзамена учащимся присваивается квалификация «Повар 3 разряда». В дальнейшем они могут работать в сфере бытового обслуживания. При желании можно продолжить обучение в колледже. Профессия повара востребована в любой отрасли. Хороший специалист по приготовлению пищи нужен везде: в детском саду, на заводе, в современном офисе и шикарном ресторане.
-
Секретарь
За последние годы профессия секретаря претерпела существенные изменения. Если недавно секретаря было принято называть «лицом фирмы», «правой рукой руководителя», то сегодня его сравнивают с «центральной нервной системой предприятия». Действительно, к секретарю сходятся все внутренние и внешние связи. Именно, он должен быть безупречным связующим звеном между руководителем и сотрудниками, между руководителем и его деловыми партнёрами – отвечая по телефону, организуя приёмы, совещания, презентации, обмен деловыми бумагами. С появлением персональных компьютеров упростились процедуры подготовки документов, их регистрации, поиска и хранения, однако возросла роль секретаря как организатора, консультанта.
Сегодня руководители подбирают на должность секретаря людей с учётом образованности, интеллекта, коммуникабельности. От профессионального уровня секретаря во многом зависит престиж фирмы. Неряшливо оформленный документ, орфографические и логические ошибки, не по адресу и не вовремя отправленное письмо или факс,забывчивость могут нанести большой ущерб делу.
Доминирующие виды деятельности:
- выполнение технических функций по обеспечению и обслуживанию работы руководителя организации или ее подразделений; - организация телефонных переговоров руководителя;
- оформление документов в соответствии со стандартами;
- подготовка заседаний или совещаний, проводимых руководителем (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени, месте, повестке для заседания или совещания и их регистрация);
- печатание по указанию руководителя различных материалов, документации и отправление их по адресатам с использованием оргтехники;
- составление по просьбе руководителя различных докладов, писем, документов;
- формирование дел в соответствии с утвержденными правилами, обеспечение их сохранности и в установленные сроки сдача в архив.
Именно всем этим премудростям и умениям учат в УПК № 2 первоклассные педагоги. Учащиеся этой специальности применяют современную оргтехнику для секретарской работы, учатся оформлять финансовые документы, овладевают правилами служебного этикета. Особого внимания заслуживает освоение учащимися основ новейших информационных технологий. Занятия проходят в специальном кабинете, оснащённом компьютерной техникой. Вся учебная программа предусматривает обучение на ПК: овладение программными продуктами MS Word, MS Excel, MS Outlook, MS PowerPoint, Интернет. Для творчества по данной специальности тоже есть место. Желающие могут принимать участие в проектной деятельности. Пройдя данный курс обучения, учащимся может быть присвоена квалификация «Секретарь-машинистка»
-
Оператор ПЭВМ
Информатизация общества предъявляет новые требования к выпускникам учебных заведений. Поскольку сегодня независимо от выбранной профессии каждому необходимо наличие базовых знаний в области информатизации, коммуникаций, делопроизводства, маркетинга. Кроме того, в эпоху Интернета стираются границы между странами и формируется международный рынок труда.
В обязанности оператора ПЭВМ входит набор или обработка какой-либо информации на компьютере: сортировка материала, организация арифметических расчётов, составление таблиц, сводок, отчётов и т.п. Кроме этого оператор ПЭВМ должен следить за состоянием компьютера, монитора, принтера и других технических средств.
С 2002 года в Беларуси начала действовать программа сертификации компьютерных пользо-вателей Microsoft Office User Specialist (MOUS) в области программного пакета Microsoft Office. В данной программе наряду с такими признанными титанами, как Белгосуниверситет, Институт современных знаний, принимает участие и наш МУПК- 2 Фрунзенского района.
На высоком уровне наши учащиеся изучают популярные программы пакета Microsoft Office:
• системы управления базами данных Access;
• электронные таблицы Excel;
• текстовый процессор Word;
• электронные презентации PowerPoint;
• электронный органайзер Outlook.
Учебный модуль "Аппаратное обеспечение" открывает для учащихся секрет многообразия модификаций и вариантов ПК. Ребята знакомятся с принципами работы основных компонентов системного блока, BIOS, видеосистемы компьютера и периферии.
Желающие получить профессию оператора ПЭВМ должны обладать рядом качеств, важных для успешного осуществления профессиональной деятельности: ответственность, трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость, стремление к совершенствованию. Препятствовать успешной работе могут такие качества, как медлительность, невнимательность. Во время работы пользователь постоянно находится перед монитором компьютера, поэтому очень высока нагрузка на глаза.
Пройдя данный курс обучения, учащимся может быть присвоена квалификация «Оператор ПЭВМ». Высокий уровень информационной культуры, развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе.
Оператор ПЭВМ – профессия универсальная, это первая ступень квалификации в области компьютерных технологий. Но, став на эту ступеньку, можно увидеть перспективу, с неё начинается дорога в будущее. В наши дни обществу требуется много людей, профессиональная деятельность которых тесно связана с компьютерными технологиями и информационными системами. Вот почему профессия «Оператор ПЭВМ» так необходима.
-
Web-мастер
Веб-мастер - самая перспективная и увлекательная профессия 21 века. Она является творческой. Профессиональный веб-мастер совмещает в себе лучшие качества профессии программиста, режиссёра, дизайнера и писателя. Веб-мастер в нашей стране – это «мастер на все руки»: он и страницы в HTML верстает, и дизайн сайта делает, и программирует помаленьку, и размещает страницы в Интернете.
Человек этой профессии должен работать в паре с веб-дизайнером, чьё основное занятие – рисование в графических редакторах логотипов, эмблем, кнопок навигации на сайтах, разработка стиля сайта. На практике же обе эти специальности совмещаются в одном лице. Именно поэтому в нашем УПК в учебную программу заложены темы, связанные с графикой: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe Flash.
Но основная задача веб-мастера и есть создание сайта; порой его называют просто HTML-кодером, а это значит, что человек этой профессии должен в совершенстве знать язык разметки HTML и CSS, ведь основой WWW является всё-таки HTML. Для изучения этой темы в учебной программе отведено 64 часа.
Наши учащиеся учатся создавать веб-страницы как на языке HTML, так и в специализированном редакторе Adobe Dreamweaver. Также они знакомятся с принципами построения веб-сайтов и инструментами веб-мастера. По программе предусмотрено знакомство с несколькими CMS. Курс обучения включает подробный обзор задач, которые решает веб-мастер на пути от идеи сайта до его раскрутки в Интернете. К концу обучения каждый учащийся создаёт свой экспериментальный сайт, на котором апробирует все изучаемые приёмы.
Итак, сама по себе глобальная или всемирная сеть Интернет – это безбрежное море возможностей и разного рода перспектив. Причём непрерывно растущее и расширяющееся море.
И, первое, что приходит в голову, когда путешествуешь по просторам Интернет, - желание стать толковым веб-мастером (дизайнером, программистом), создавать сайты, страницы, скрипты. Действительно, это весьма перспективный вид заработка. Популярность профессий веб-мастеров обусловлена непрерывным ростом глобальной сети.
-
Художник
Ах! Какая это творческая профессия! Оформительское искусство и дизайнерство - это почти одно и то же. Профессия дизайнера интересная и многообразная. Дизайнерами становятся люди, которые испытывают непрерывную потребность к творчеству, постоянное стремление к новому. И это неудивительно, ведь главная задача дизайнера (оформителя) - дарить людям красоту! Именно поэтому сейчас профессия дизайнера приобретает особую актуальность. Профессия дизайнера в наше время одна из самых престижных.
Как и любая творческая профессия, профессия дизайнера (оформителя) требует хорошего воображения, образного мышления, хорошей интуиции и чувства стиля. Однако здесь необходимы и специальные знания и навыки, для того чтобы свои идеи и идеи других превращать в жизнь. Художник-оформитель должен знать: основы черчения, композиции, цветоведения; приёмы и способы выполнения оформительских работ в различных техниках; свойства применяемых материалов и красителей; способы составления красок; технологию выполнения отделочных работ.
Если взять любую вещь домашнего обихода, большую или малую, будь она из дерева, глины, металла, то непременно заметишь, что их коснулась рука художника. Он проявил заботу, чтобы предмет был не только удобным, но и привлекательным… Художественно оформленное пространство интерьера благоприятно воздействует на душу человека, а значит на его настроение и поведение… Художник – человек, открывающий миру красоту.
Программа обучения содержит разделы:
• рисунок;
• живопись;
• графика;
• декоративно-прикладное искусство;
• основы оформительского искусства.
Здесь, так же, ты сможешь научиться практическим навыкам, создавать всевозможные композиции в разных техниках, и получить основы работы с компьютерной графикой с использованием редакторов Adobe PhotoShop и Adobe Illustrator.
На практических занятиях учащиеся осваивают приёмы оформления вывесок и наружной рекламы, помещений учреждений, осуществляют художественно-оформительские работы в разной технике с использованием различных материалов (настенная роспись, графика, вышивка, мозаика, аппликация и т.д.).
В обучении по данной специальности широко используются информационные технологии: электронные презентации, учебные фильмы, компьютерное тестирование. Преподаватель Старжинская Т.Д. в 2005 году удостоена гранта Мингорисполкома за образовательный проект "Информационные технологии в обучении по специальности "Художник-оформитель".
Шелест ватманов, жутко пахучие краски, бледное лицо с уставшими красными глазами, явно говорящими о том, что весь день делали очередное задание преподавателя - вот что ждёт тех, кто выбирает специальность оформителя. Но надо лишь быть чуточку талантливее, уметь фантазировать, о-о-очень трудолюбивыми, и, конечно же, учиться, впитывать в себя науку как губка - и тогда тебя ждёт успех и признание!
Сдав успешно квалификационный экзамен (вопросы теории и пробная работа), выпускникам может быть присвоена квалификация «Исполнитель художественно-оформительских работ 2-ого разряда». Дизайн – это профессия будущего и она становится все более востребованной.
-
Дизайн
Дизайнер - профессия творческая, модная и неплохо оплачиваемая. Каждый хочет окружить себя красивыми, стильными и неповторимыми вещами, соответствующими настроению и статусу человека. Индивидуальность превыше всего! Уникальность образов, линий, красок... В конце концов каждый хочет прожить СВОЮ жизнь. Вот тут-то и приходят на помощь дизайнеры. В английском языке designer - проектировщик, создатель оригинальных эскизов, образов, моделей, узоров и прочее.
Задача дизайнеров - привести к общей гармонии функциональность и внешность предментов, растворить их в среде обитания, используя свойтсва формы, композиции и цвета. Предметы должны выражать индивидуальность самого владельца и быть не только полезными, но и доставлять эстетическое наслаждение.
Чтобы создать стильную мебель нужно правильно выбрать материал, декоративные элементы. отделку. Чтобы было удобно надо - правильно выбрать форму, рамеры изделия.
Дизайнеры тратят годы на овладение своим искусством. Эта профессия тредут обширных знаний. Выдумат "просто так" - в результате ничего не получится. Надо использовать наследие старого, надо использовать всё, но с учётом сегодняшнего дня и современных требований.
Весь курс обучения по данной специальности построен так, чтобы выпускник смог осуществить всю технологическую цепочку необходимых работ от эскиза до раскроя. То есть учащиеся на первом этапе должны уметь изобразить эскиз-проект изделия с указанием основных размеров, затем создать трёхмерную модель, на третьем этапе - построить чертежи и описать комплектацию изделия, а на четвёртом этапе - составить рациональную карту раскроя.
Исходя из этого, в учебную программу включены следующие разделы:
• основы дизайна мебели;
• дизайнерское проектирование;
• основы материаловедения;
• основы конструкции мебели и технологии произвордства.
Но кто сейчас занимается проектированием без использования компьютера?
Компьютер - основной инструмент для дизайнера и проектировщика. Поэтому в УПК при освоении дизайнерского проектирования мебели применяются программы трёхмерного моделирования и программы САПР.
Конечно, профессия дизайнера мебели - это новая профессия. В УПК она преподаётся третий год. На практических занятиях ребята учатся составлять компановку помещений мебелью, делать миниатюрные модели мебели, создавать трёхмерные модели интерьеров, чертить, работать с каталогами комплектующих мебели, составлять эскизы мебели с простановкой габаритных размеров.
Выпуск мебели в Республике Беларусь возрос за последние 15 лет более чем в 3 раза за счёт малых и совместных предприятий - и хорошему дизайнеру, владеющему современными компьютерными программами, будут там очень рады.
-
Организатор КДД
Об организаторах культурно-досуговой деятельности вспоминают в связи с различными формами сценического и постановочного искусства: театра, кино, телевидения, радио, шоу-бизнеса, концертной деятельности, мюзиклов, клубов. И хотя специфика работы в каждой области своя, названия должностей и стоящий за ними набор профессиональных функций приблизительно одинаковы.
Итак, организатор - это администратор. Человек, который управляет жизнедеятельностью реализуемого проекта, будь то спектакль или телепрограмма, кино или культурно-досуговая программа. Он обеспечивает бесперебойную работу всех звеньев. Директор клуба - это менеджер, и директор кинокартины - тоже.
Однако организатор КДД прежде всего автор, создатель чего-то нового. И лишь на следующей стадии - менеджер, организатор, а в наших условиях иногда и режиссер, и импресарио, и даже исполнитель главной роли.
Для того чтобы суметь соединить в себе творческие и менеджерские качества, увлечь людей своей идеей, требуется и навык, и понимание процесса (кино, театра, музыки, досуговой деятельности и т.д.), и связи, и просто жизненный опыт. Однако без базовых знаний делать в этой профессии нечего.
В учебную программу заложено изучение таких предметов как «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Социально-культурная деятельность», «Основы использования ПЭВМ», «Основы делопроизводства» и «Основы законодательства Республики Беларусь».
При освоении основ менеджмента и маркетинга применяется метод деловых игр, который позволяет имитировать управленческие ситуации, обеспечивая в ускоренном масштабе взаимосвязанную последовательность близких к реальной жизни ситуаций, происходящих в повседневной жизни, а также способствующий развитию познавательной самостоятельности учащихся.
На данной специальности также широко используется проектная деятельность, которая дает возможность обучения учащихся мыслить творчески, перспективно и нестандартно. Она помогает ребятам обрести навыки системного анализа ситуации, группового метода работы и умению активно взаимодействовать с окружающими. В процессе выработки инновационного проекта резко возрос интерес учеников к профессиональным проблемам, решение которых им приходится находить самостоятельно. А т.к они работают над решением «размытой», а не жестко структурированной задачи, то в результате мы получаем непредсказуемый интеллектуальный продукт.
Наиболее интересные проектные работы 2004-2006 учебного года:
• Культурно-нравственное воспитание военнослужащих.
• Индустрия развлечений: деятельность тематических парков в городе Минске.
• Мифологические корни белорусских народных праздников и обрядов.
• Деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи.
• Язык жестов как средство общения.
• Правовое обеспечение деятельности учреждений культуры.
• Станаўленне і развіцце беларускага тэатру.
• Влияние массовой музыкальной культуры на формирование молодежной субкультуры.
На практических занятиях учащиеся разрабатывают комплексные культурно-досуговые программы с учетом возрастных и социально-демографических особенностей целевой аудитории (младшие школьники, подростки, молодежь, люди зрелого возраста, пенсионеры, инвалиды и т.д.).
Ребята принимают активное участие в организации и проведении праздничных мероприятий в УПК-2.
Как показывает опыт выпускники осознанно выбирали обучение по специальности «Организатор культурно-досугоой деятельности». В 2003 году – 24% выпускников продолжили обучение по профилю. В 2004 году - 36%, в 2005 году – 42%.
Выпускник специальности «Организатор культурно-досуговой деятельности» может применить полученные знания и умения в учреждениях культуры (музеи, библиотеки, театры, центры досуга и т.д.), в ярмарочно-выставочной деятельности, в сфере туризма и шоу-бизнеса, в масс-медиа и индустрии развлечений.
-
Продавец
Продавец… В мире, пожалуй, нет другой профессии, с представителями которой мы встречались бы так часто. Зашли в магазин за продуктами или по пути на работу завернули в киоск за фруктами, захотелось кофе, мороженого или сока, понадобилось купить хлеб или овощи – мы идём в магазин или на рынок и везде встречаемся с продавцами.
Возникла эта профессия очень давно – с появлением товарно-денежных отношений и возникновением торговли. Какой пеленой таинственности и восторга были окутаны люди, работающие продавцами во второй половине XX века! С ними было почетно знакомиться, с ними советовались, им оказывали особое уважение, им завидовали.
Прошло время, и многое изменилось: вместо торговых лавок мы делаем покупки в современных супермаркетах и торговых центрах, да и товаров становится все больше – для того, чтобы перечислить наименования всех их, требуется несколько увесистых томов.
С исчезновением дефицита товаров отношение к этой профессии несколько изменилось. Сегодня продавец - наиболее востребованная специальность на рынке труда. Профессионализм, то есть умение продать как можно больше и лучше, выходит на первое место.
Действительно, профессия продавца сегодня пользуется популярностью. Увеличение её востребованности прогнозируется в ближайшие годы в нашей республике. Это обусловлено объективными факторами. Так, программа развития торговли на предстоящее пятилетие предусматривает активное развитие торговой инфраструктуры и создание новых современных торговых комплексов - гипермаркетов и супермаркетов. А каждое такое предприятие - это фактически 600-700 новых рабочих мест.
Продавец – одна из самых массовых профессий сферы обслуживания. Что необходимо знать и уметь, чтобы стать профессионалом высокого класса, чтобы нести людям радость?
Современные продавцы не могут обойтись сегодня без глубоких и всесторонних знаний. Поэтому учебная программа в УПК № 2 включает в себя следующие тематические разделы:
-
организация и техника торговли; товароведение;
-
психология и этика;
-
охрана труда и санитария.
Культура продавца – важный элемент высокого качества обслуживания покупателей. Продавец, постоянно общаясь с самыми разными людьми, должен обладать высокой общей и профессиональной культурой, уметь найти к покупателю индивидуальный подход.
Продавец должен обладать такими ценными качествами, как сдержанность, тактичность, терпение, умение уступать в спорах или конфликтных ситуациях. Умение властвовать собой, своим настроением, поведением, речью – непременное условие хорошей работы в торговле.
Профессия продавца требует навыков коммуникабельности и красноречия. Важно уметь разбираться в мотивации и поведении покупателя, облегчить ему дорогу в кассу. Атмосфера торгового зала, поведение персонала должны внушать людям мысль об удачной покупке. Отсюда вытекает кодекс поведения продавца, классический стиль его одежды, выражение лица, контроль эмоций. Древняя китайская поговорка гласит: «Если вы не улыбаетесь, то не начинайте торговлю».
Роль продавца весьма велика и ответственна. Продавцы ближе всех стоят к покупателям и представляют магазин с его достоинствами. Выступая в качестве посредника между производителями товаров и покупателями, продавец должен уметь: рекламировать имеющийся товар, подсчитывть его стоимость; следить за своевременным пополнением запаса товаров, сроками их реализации, проверять наименование, вес, сортность, цены, соответствие маркировки, ярлыки производителя, оформлять прилавочные витрины.
Именно эти практические навыки учащиеся получают в магазинах Фрунзенского района № 16, «Кунцевщина», «Заславль» и др.
Как и любая профессия, профессия продавца предъявляет свои требования к индивидуальным особенностям специалиста: устойчивость внимания и хорошая долговременная память; арифметические способности; должен быть эмоционально устойчивым, наблюдательным, общительным, честным.
Но, самое главное - продавец должен, прежде всего, любить свою профессию!
По окончании обучения в 11 классе после успешной сдачи экзамена учащимся присваивается квалификация «Продавец продовольственных товаров» 3 категории.
Трудоустраиваемость наших выпускников очень высокая. За много лет этот показатель не был меньше 45%.
-
Слесарь по ремонту автомобилей
Автомобиль - самое распространённое в современном мире механическое транспортное средство. В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкций транспортных средств, повышение их надёжности и производительности, снижение эксплуатационных затрат, повышение всех видов безопасности. Выпускаются большое количество новых моделей автомобилей с более высокими потребительскими качествами, отвечающих современным требованиям. Автомобильный парк меняется в нашей стране на глазах. Всё это вызывает высокую востребованность автослесарей. Сегодня профессия слесаря по ремонту автомобилей бьёт все рекорды по популярности.
Каждый автовладелец хочет, чтобы его автомобиль был отремонтирован хорошим специалистом. Чем дороже автомобиль, тем дороже стоит труд квалифицированного автослесаря, которому можно доверить такую работу. Однако автослесарю необходимо знать множество разных вещей: от принципиальных схем работы двигателей разных автомобилей, до тонкостей рихтовки кузовов сложных форм, основы выполнения этих работ, а также причины возникновения, способы обнаружения и устранения основных неисправностей.
Многие идут в эту профессию ради высоких заработков: в среднем автомеханик зарабатывает не меньше 500 долларов, а высококлассный - 1000 долларов и более. Но для того чтобы достичь этого уровня, нужна светлая голова и умение работать руками. Какие качества важны для того или иного специалиста?
Это - физическая выносливость и сила, хорошее зрение и глазомер (линейный и объёмный), подвижность, координированность и точность движений кистей и пальцев рук, хорошая образная и оперативная память, технический интеллект, высокий объём и распределение внимания, а также наблюдательность, терпение, дисциплинированность и ответственность, быстрая реакция на аварийные сигналы.
Наряду и стребованиями к личнностным особенностям кандидатов, данная профессия имеет и некоторые медицинские ограничения: специальность автослесаря не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек и мочевыводящих путей, опорно-двигательного аппарата (затрудняющими передвижение), нервной системы, имеющим пониженные показатели зрения и слуха, аллергию.
В нашем УПК по данной специальности занятия организованы следующим образом: теория изучается в специальном кабинете, а производственное обучение проводится на базе двух предприятий "Автотаксосервис" и "Легавтотранс". Здесь ребята на практике закрепляют полученные знания, работают с узлами автомобилей, занимаются обслуживанием и мелким ремонтом.
Пройдя двухлетний курс обучения, учащимся может быть присвоена квалификация «Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда». Старание, кропотливость, трудолюбие и умение мыслить неординарно обязательно приведут желающих к высоким ступеням профессионализма, при этом необходимо будет продолжить обучение в колледже или ВУЗе.
-
Столяр
Профессия столяр - одна из древнейших профессий в мире, а обработка дерева - одно из первых ремесел, которым овладевал человек.
Наиболее древним образцам мебели, сохранившимся еще со времен Древнего Египта и Месопотамии, несколько тысяч лет. Изображения различных производств предметов встречаются впервые на древнеегипетских памятниках, относящихся к Новому царству. Присутствуют изображения столяров, писцов, живописцев, камнетесов, колесничников, башмачников, а также изображения ремесленных инструментов. Сложнее и совершеннее остальных были плотничьи и столярные инструменты. Они включали в себя различного вида топоры, круглые, плоские и остроконечные долота, большие и малые пилы, линейка, угольник, отвес, разновеликие резцы, небольшие клещи и других мелкие инструменты.
Столяр – многопрофильная профессия. Столяр изготавливает мебель (мягкую, корпусную, офисную), принимает участие в строительстве: изготовление и монтаж дверей и окон, мебели, которая встраивается, монтаж перегородок, врезка замков и ручек, облицовка стен деревянными панелями, а также изготовление разнообразных изделий из дерева: вешалок, карнизов, подсвечников и всевозможных декоративных предметов.
Поэтому в УПК № 2 учебная программа передусматривает иузчение следующих разделов:
• материаловедение;
• чтение столярных чертежей;
• освоение технологических операций по обработке древесины;
• технология сборки корпусной мебели;
• охрана труда.
Практические занятия проводятся в ученической мастерской, оснащённой необходимым оборудованием и инструментами. Минусом профессии столяра является высокий уровень шума в помещениях, деревянная стружка и пыль, сильные запахи обрабатывающих растворов (лаки, краски, клеи и др.), а также возможность получения травмы.
К желающим получить змемечательную профессию столяра предъявляются особые требования: хорошо развитое пространственное мышление, чтобы по чертежу представлять внешний вид изделия, этапы его обработки, виды соединения и т. д. Столяр должен обладать хорошим зрением, развитым глазомером, хорошо различать цвета. Это нужно для выбора материала для изготовления изделия (исключение возможности брака), контроля за точностью выполнения и сборки изделия. Также необходимо хорошее осязание, так как рабочему приходится определять на ощупь ровность, гладкость деталей и их элементов.
Так как ребята работают не только с деревом, но и с материалами, которые заменяют дерево, с различным способом крепления и монтажа продукции, металлическими шурупами, скобами, гвоздями, клеями, материалами, необходимыми для облицовки, обтягивания, обработки, деревянных изделий (пленками, лаками, красками, тканями), то в УПК № 2 есть возможность закрепить свои умения и навыки по сборке корпусной мебели в мебельном цеху, предстваляющим собой настоящий производственный участок.
Пройдя успешно курс обучения, выпускникам может быть присвоена квалификация «Столяр 2-ого разряда».
-
Парикмахер
Парикмахерское искусство одно из древнейших в мире. Люди научились следить за своими волосами еще за 4000 лет до н.э. и с тех пор развитие парикмахерского искусства происходит в непрерывной связи с развитием человеческого общества. Проходят годы, века сменяются веками, возникают и разрушаются империи, на смену старым нравам, традициям и обычаям приходят новые, но неизменно остается одно - стремление человека к красоте. Парикмахер это своего рода художник, который вводит нас в увлекательный мир Изящества, Стиля, Элегантности, Красоты. И неудивительно, что профессия парикмахера во все времена была и будет профессией творческой, в которой имеет место и фантазия, и изобретательность, и выдумка.
Итак, на сегодняшний день, парикмахер занимается стрижкой, укладкой, окраской, химической завивкой. Моет волосы клиентам, выполняет бритье кожи лица. Высококвалифицированные мастера разрабатывают модели причесок, принимают участие в конкурсах парикмахеров.
Парикмахерские услуги - это то, что постоянно пользуется спросом. Люди всегда будут стричься и делать прически. Парикмахер - профессия, которая всегда востребована. Кто такой современный парикмахер? Прежде всего, профессионал высокого класса. Но, как и любая профессия, связанная с обслуживанием клиентов, профессия парикмахера требует от человека не только мастерства. Парикмахер - это и художник, и психолог, и доверенное лицо. В парикмахерскую приходят, чтобы стать привлекательнее, изменить имидж, почувствовать себя персоной, о которой заботятся.
Парикмахеру необходимо знание основ химии в пределах школьного образования, медицины (анатомии), этики общения с людьми. Он должен знать основы создания современных причесок, структуру и свойства кожи и волос, правила составления красящих и химических растворов и смесей, их действие на кожу и волосы. Парикмахер должен уметь пользоваться оборудованием, инструментами, приборами и аппаратурой, а также содержать в чистоте рабочее место.
Занятия в УПК-2 проводятся в ученической парикмахерской. Парикмахерская мастерская оснащена современным оборудованием, инструментом. Все практические занятия направлены на развитие у учащихся творческого мышления, инициативы, вкуса, восприятия чувства формы, линии, цвета, общей гармонии.
За время обучения учащиеся осваивают основы материаловедения, парикмахерского искусства, этики, основы санитарии и гигиены.
В учебной программе предусмотрены занятия в компьютерном классе, на которых с помощью специальных программ подбора причёсок и их моделирования можно выбирать причёски из множества вариантов, изменять цвет волос, наносить макияж, используя в качестве клиентов, как собственные фотографии, так и фотографии моделей.
По окончании курса обучения и после успешной сдачи экзамена учащимся присваивается квалификация «Парикмахер 3 разряда». В дальнейшем они могут работать в сфере бытового обслуживания. При желании можно продолжить обучение в технологическом колледже.
-
Официант
Сегодня профессия официанта одна из самых востребованных в нашей стране. В любой газете обязательно найдутся реклама курсов по подготовке официантов и объявления об открытии соответствующих вакансий. Да и это немудрено: как показала статистика - официант в респектабельном заведении может заработать до 700 долларов в месяц. Но чтобы очутиться в элите, которая обслуживает приёмы на самом высоком уровне, необходимо пройти жёсткий кастинг, продемонстрировав себя в полной боевой готовности.
Официант обязан в совершенстве владеть всеми тонкостями этикета. Кого обслужить в первую очередь: главного гостя-мужчину или очаровательную хозяйку вечера, капризное десятилетнее чадо или даму преклонного возраста? Сервировка стола должна занимать считанные минуты, ведь настоящий профи не задумывается, с какой стороны поставить пирожковую тарелку, а с какой положить нож для рыбы.
Официанты являются связующим звеном между посетителем и рестораном, предоставляющими еду: 90 процентов всей информации о кухне, особенностях того или иного кушанья клиент получает из уст обслуживающего персонала. Поэтому знать специфику приготовления и подачи фирменных, национальных и обычных блюд просто необходимо.
Официанту также нужно прекрасно ориентироваться в меню и карте вин. Какое вино оттенит вкус мяса или придаст изюминку блюду, что лучше подавать к морепродуктам, птице – это лишь малая толика того, что должен знать официант, чтобы не случилось никаких казусов.
В обязанности официанта входит сервировка стола. Постелить скатерть, скрутить салфетку разнообразными способами. Отдельный разговор посуда и прочий сервировочный инвентарь. Бокалы, тарелки, ложки, вилки, ножи, специальные приборы для деликатесов располагаются на столе в строго определенном порядке. Этому всему учат в УПК.
Производственную практику учащиеся проходят в ресторанах "Планета", "Юбилейный" и других.
Помимо профессии официанта,в учебной программе предусмотрены занятия освоения специальности бармена.
Бармен готовит и подаёт напитки. Даже в небольшом баре насчитывается не менее двадцати наименований. В солидных заведениях - сотни брэндов. Разбираться в них его обязанность.
Бармен работает и с техникой. Холодильники с различной температурой охлаждения, моечные машины, электрические миксеры, шейкеры, блендеры и прочее для приготовления коктейлей. Это хозяйство в его распоряжении, поэтому в УПК и на произвовдстве наших учащихся обучают ими пользоваться.
По окончании курса обучения и после успешной сдачи экзамена учащимся присваивается квалификация «Официант с умением выполнять работу буфетчика, бармена 3 разряда». В дальнейшем они могут работать в сфере бытового обслуживания. При желании можно продолжить обучение в колледже № 221.
-
Медсестра
Профессия медицинского работника – одна из самых древнейших и гуманнейших профессий из существующих на земле. Врачевание и медицинский опыт возникли еще на ранних ступенях человечества. Достаточно почитать социологические опросы, проведенные в разных странах, чтобы убедиться — профессия медсестры стабильно входит в тройку самых уважаемых.
Сестринское дело - это самостоятельная наука и самостоятельная профессия. Но все без исключения медицинские специалисты должны владеть знаниями и навыками ухода за больными.
Действительно, более, чем 50 лет тому назад, Вирджиния Хендерсон отметила: “Уникальной задачей сестры является оказание помощи человеку больному или здоровому, осуществление действий, имеющих отношение к здоровью человека, его выздоровлению или спокойной смерти. Сестра - это ноги безногого, глаза слепого, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя». В этом высказывании заложена суть профессии медицинской сестры.
Медицинская сестра – одна из важнейших профессий, профессия от Бога.
Традиционно считается работа медсестры - женской работой, но в последние годы все больше ребят желают получить такое образование. Связано это с изменениями в нашем обществе, развитием медицины, изменением обязанностей медицинской сестры, возможностью продолжить образование и иметь высшее медицинское образование.
В соответствии с такими изменениями меняется и учебная программа в УПК № 2, методы обучения. В первый год обучения учащиеся получают знания и навыки по уходу за больными, оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях. Практические навыки в 10 классе закрепляются в отделениях 2-ой городской клинической больницы.
Второй год обучения полностью посвящён изучению массажа. Занятия проходят в специализированном кабинете.
С целью оптимизации учебного процесса в УПК достаточно широко применяются технические средства обучения: компьютерные программы, учебные видеофильмы.
Выпускник этой специальности владеет заниями правил кормления тяжелобольных и ухода за ними; правил соблюдения санитарно-гигиенических норм и санэпидрежима, установленных в лечебном учреждении; правил оказания первой неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях; гигиенические основы массажа; физиологическое действие массажа на организм; показания и противопоказания к массажу.
Наш выпускник обладает навыками транспортировки больных, оказания первой помощи, наложения повязок, постановки компрессов и банок, измерения давления, проведения гигиенических процедур.
По окончании курса обучения успешно закончившим его, выдаются свидетельства государственного образца, после чего наши выпускники поступают и продолжают успешно учиться в специальных медицинских заведениях г. Минска или других городах Беларуси, или применять полученные знания и навыки для себя, родных и близких.
Таким образом, специальность медсестры даёт путёвку в жизнь для всех тех, кто хочет стать на путь дальнейшего совершенствования в науке и медицинской практике.
-
Педпрофиль
Воспитатель – профессия или призвание? Многие из нас считают, что для этого «большого ума» не надо. Но не все задумываются над тем, что это очень трудная и интересная профессия.
Что такое воспитанный человек? Можно приводить множество определений, но все они сводятся к одному – воспитанный человек не приносит неудобства окружающим. А все ли мы отвечаем этому требованию? Много ли среди наших знакомых таких людей? Так ли поступаем всегда мы, когда попадаем ежесекундно в разные ситуации? А может этот нахамивший нам в транспорте индивид чего-то недополучил в своём далёком детстве, может он не жалел Колобка, не горевал вместе с Курочкой Рябой, не радовался вместе с Золушкой, не участвовал в праздничных утренниках в детском саду. Да и вообще не любил. Ну не научили его любить, быть вежливым, сочувствовать окружающим – ведь именно с этого и начинается правильное воспитание – с умения понять другого человека, помочь ему выйти из трудной ситуации, да, в конце концов, просто простить его. От неправильного воспитания, полученного в детстве, страдают все: и сам человек, и окружающие его люди. «Ничего страшного, - скажете вы мне, - можно воспитывать и дальше, ведь жизнь продолжается!». Да, но только процесс воспитания заканчивается в 16 лет, а дальше уже начинается процесс самовоспитания.
Чтобы заниматься воспитанием даже на бытовом уровне, необходимо иметь определённые знания, получить хоть небольшой, но собственный практический опыт общения с детьми, постараться понять, почему все мы такие разные и усвоить, что к каждому человеку необходим свой собственный индивидуальный подход. Именно эти знания и получают учащиеся, выбравшие специальность «Педагогический профиль». На занятиях мы знакомим с основами общей и детской психологии, изучаем педагогическую теорию, обучаем различным методикам дошкольного воспитания. Учим, как выходить из сложившейся ситуации неблагоприятной для ребёнка, активно используем инновации в педагогической науке, учим применять полученные знания на практике в базовых дошкольных учреждениях, расположенных рядом с МУПК-2.
Выпускники этого профиля, а это 846 человек, обучавшиеся в МУПК-2 за 17 лет его существования, продолжают своё обучение в ВУЗах и колледжах. И хотя не все из них выбрали педагогическую специальность, все они уверенно говорят о том, что полученные знания очень пригодились им в жизни. Ведь спектр педагогического профиля довольно разнообразен:
гувернёр (зарплата до 500 у.е.);
-
воспитатель дошкольных учреждений общего и специального профиля (от 200 у.е. до 600 у.е.);
-
воспитатель групп продлённого дня в общеобразовательных школах;
-
методист дошкольных учреждений;
-
заведующий дошкольным учреждением;
-
заведующий РУО (а также городским, областным, республиканским);
-
специалист министерства образования;
-
министр образования республики.
И это далеко не полный перечень применения полученных знаний.