Всё о здоровье

Памятка о микроскопии

Вопросы и ответы можно посмотреть, перейдя по ссылке:

 

https://m.youtube.com/playlist?list=PLCGJRj7tF-mcqoj0BvZgGXgHU9eN0dv1a

 

 

 

 

 

 

Приглашаем учащихся присоединится к центру единоборств «Патриот»

О ВАКЦИНАЦИИ ПРОТИВ ГРИППА В 2020 ГОДУ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Министерство здравоохранения, Министерство образования и II национальный телеканал (ОНТ) подготовили ролик с элементарными правилами поведения для школьников во время весенних каникул.

 Вся наркологическая помощь города по телефону 209 09 09

 Учреждение здравоохранения «Городской клинический наркологический диспансер» сообщает, об акции по снижению на 30% стоимости курса (28 дней) в реабилитационной программе «Радуга» для людей, зависимых от алкоголя, наркотиков и азартных игр. Запись по телефону: 209-09-09 с 08.00 до 20.00

Реабилитационное отделение для подростков, подверженных различным видам наркотической зависимости

 

Рекомендации  для педагогических работников, родителей и учащихся по организации рационального питания

Рекомендации для педагогических работников, родителей и учащихся по профилактике нарушений осанки

Рекомендации по снижению уровня эмоционального стресса и тревожности

 

Рекомендации для педагогических работников, родителей и учащихся по профилактике нарушений зрения

Памятки для здоровья

Видеоролики на тему "ВИЧ-инфекция"

Сдай тест на ВИЧ: https://cloud.mail.ru/public/Dd2F/h33C5BqZW

Самотестирование: https://cloud.mail.ru/public/Fyi1/ssZ36p4yH

Защити себя от ВИЧ (1): https://cloud.mail.ru/public/5qvz/yerKrXfSY

Защити себя от ВИЧ (2): https://cloud.mail.ru/public/uGHC/2QaUqWhZa

Знай свой ВИЧ-статус: https://cloud.mail.ru/public/3EWY/21aPcNWug

 

 

свернуть

Профилактика столбняка

Несмотря на то, что в настоящее время заболеваемость столбняком не актуальна для нашей страны, риск заражения данным заболеванием сохраняется и наиболее вероятен в осенне-весенний период, и связан с началом проведения сельскохозяйственных работ, когда наиболее вероятны ранения, загрязненные землей. Столбняк – это острое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением нервной системы и проявляющееся мышечным напряжением и генерализованными судорогами.
развернуть

Clostridium tetani – возбудитель столбняка, спорообразующая бактерия, которая является обычным обитателем кишечника животных и человека. Из кишечника бактерия попадает во внешнюю среду, преимущественно в почву. В почве споры могут сохранятся годами и десятилетиями.

Заражение человека происходит при попадании спор возбудителя в рану через поврежденные и слизистые оболочки и кожные покровы. В повреждённых тканях организма споры столбняка превращаются в активно растущие и размножающиеся бактерии, которые вырабатывают токсин. Токсин столбнячной палочки - один из самых сильных биологических ядов, избирательно воздействующий на клетки нервной системы. По крови токсин заносится в мышцы, проникает в центральную нервную систему, вызывая ее поражение, что и обуславливает развитие болезни.

Так как заболевание имеет тяжелые для организма последствия – очень важной является профилактика столбняка. Самый эффективный способ профилактики – вакцинация.

В соответствии с Национальным календарем профилактических прививок в Республике Беларусь иммунизация против столбняка проводится:

  • детям в возрасте 2, 3, 4 и 18 месяцев комбинированной вакциной против дифтерии, коклюша, столбняка (АКДС);
  • детям в возрасте 6 лет вакциной АДС (против дифтерии и столбняка);
  • дети в возрасте 16 лет, а также взрослые в 26 лет и каждые последующие 10 лет жизни до достижения 66 лет вакциной АДС-М (против дифтерии и столбняка).

Также прививки против столбняка проводятся по эпидемическим показаниям (например, при наличии риска инфицирования возбудителями столбняка в связи с осуществлением профессиональной деятельности).

Для экстренной профилактики столбняка в Республике Беларусь применяются противостолбнячная сыворотка (ПСС), противостолбнячный человеческий иммуноглобулин (ПСЧИ), антистолбнячный анатоксин (АС-анатоксин).

 

 

Подготовила:

врач-интерн ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Фрунзенского района

г. Минска» Хома Анастасия Григорьевна

свернуть

О ВАКЦИНАЦИИ ПРОТИВ ГРИППА

Медики все чаще говорят о гриппе и прививках. Значит, период холодов уже близок и пришло время задуматься о здоровье.

Нужно ли делать прививку от гриппа?

Нужно, потому что грипп – серьезное заболевание с высокой степенью заразности. Сам грипп опасен развитием осложнений – пневмоний, миокардитов, синуситов, отитов, трахеитов, менингитов и энцефалитов, миозитов и других заболеваний, которые могут закончиться неблагоприятно.

И относится это, прежде всего, к детям, людям старшего возраста, беременным женщинам и лицам с любыми хроническими заболеваниями.

Многочисленные независимые исследования демонстрируют безоговорочную пользу вакцинации против гриппа.

  • 7-9 человек из каждых 10 привитых не заболеют гриппом;
  • если привитой человек все-таки заболеет гриппом, то заболевание не будет протекать в тяжелой форме, такой человек меньше дней проведет на «больничном», у него не разовьются осложнения, приводящие к неблагоприятному исходу;
  • вакцинация против гриппа намного дешевле его лечения, предотвращает огромную нагрузку на медицинские учреждения в период подъема заболеваемости.

Кому нужна прививка обязательно?

В идеальном варианте вакцинация против гриппа нужна всем и имеющиеся вакцины могут использоваться у детей, начиная с 6-месячного возраста и далее без ограничения возраста.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует минимальный план – охватить профилактическими прививками не менее 75% населения из групп риска. В первую очередь, это дети в возрасте от 6 месяцев до 3 -х лет, все дети от 3-х лет и взрослые с хроническими заболеваниями и иммунодефицитными состояниями, лица в возрасте старше 65 лет, беременные женщины, медицинские и фармацевтические работники, дети и взрослые, находящиеся в учреждениях с круглосуточным режимом пребывания, работники государственных органов, обеспечивающие безопасность государства и жизнедеятельность населения. Помимо этого, вакцинация важна для работников «общественных» сфер – образования, торговли, общественного питания, коммунальной сферы и др.

Вирусы гриппа часто мутируют, разве это не снижает эффект от вакцинации?

Вирусы гриппа подвержены постоянной мутации. Поэтому за свойствами вирусов гриппа также постоянно наблюдают национальные и международные лаборатории и центры, которые проводят глобальное прогнозирование, какие штаммы (варианты) вирусов будут лидировать в предстоящем сезоне, что позволяет производителям включать в состав вакцин соответствующие штаммы вируса.

Сделал прививку и заболел, почему?

Практически все вакцины, которые сейчас применяются, относятся к инактивированным («убитым»), т.е. в них нет ни целого вируса, ни его частиц, которые могут вызвать заболевание. Поэтому заболеть гриппом из-за введенной вакцины невозможно, как и повысить риск заболевания ОРИ – вакцина не снижает иммунитет. Eсли человек заболевает после вакцинации, это говорит о том, что он был заражен другим возбудителем (известно более 200 вирусов, вызывающих респираторные заболевания) или вирусом гриппа до процедуры вакцинации или сразу после нее, поскольку на выработку иммунитета после прививки требуется от 7 до 21 дня.

Когда лучше делать прививку против гриппа?

У нас сезон заболеваемости ОРИ и гриппом начинается в конце осени – начале зимы. Поэтому прививки от гриппа необходимо делать осенью, лучше – в октябре-ноябре. Маленьким детям, которые ранее никогда не вакцинировались против гриппа, для формирования защиты необходимы две прививки с интервалом в месяц.

Что необходимо учесть перед вакцинацией? Какие есть противопоказания? Нужно ли готовиться к прививке?

Специального обследования или медикаментозной подготовки перед прививкой не требуется. Единственным абсолютным противопоказанием к введению вакцины против гриппа   является тяжелая аллергическая реакция (например анафилактический шок) на предыдущую дозу вакцины или на белок куриных яиц.

Если у Вас тяжелое острое заболевание или обострилось хроническое заболевание, это не повод отказаться от прививки, это повод отложить вакцинацию до выздоровления и сделать прививку позже.

Факты о гриппе или почему сделать прививку это очень важно.

Грипп это:

  • ежегодные подъемы заболеваемости в мире, которые приводят к 3-5 миллионам случаев тяжелой болезни и к 290 – 650 тысячам случаев смерти от респираторных заболеваний (в Европейском регионе – более 44 тысяч смертей) (WHO, 2018);
  • быстрое распространение вируса с инфицированием до 20-30% детей и до 5-10% взрослых (WHO, 2012);
  • развитие осложнений у 18-40% детей и увеличение на 10-30% частоты назначения антибиотиков детям из-за развития лихорадки, острого отита и бактериальной пневмонии (F.Munoz, 2003);
  • причина большого количества случаев смерти, связанных с осложнениями гриппа, среди людей в возрасте 65 лет и старше в промышленно развитых странах (Feng L et al., 2012);
  • возрастание числа госпитализаций в 2-5 раз в период подъема заболеваемости в связи с осложнениями после гриппа (Luss, 2011);
  • 10% всех амбулаторных посещений и 6,5% госпитализаций детей по поводу ОРИ (Gessner BD et al.,2011).

Вакцинация против гриппа это:

  • часть Национальных программ вакцинации в 90% стран Европейского региона (WHO, 2018);
  • доказанная клиническая эффективность у детей, взрослых и лиц пожилого возраста (у лиц в возрасте до 60 лет - 70-95%, у лиц старше 60 лет – 50-80%) (Palache A.M., 2003);
  • уменьшение на 295 тысяч случаев госпитализаций, связанных с гриппом и 3,6 тысяч случаев смерти, связанных с гриппом, по сравнению с тем, что можно было ожидать без проведения вакцинации (Chang DH, 2016);
  • снижение смертности на 78% и уменьшение количества госпитализаций, связанных с ОРИ или сердечно-сосудистым заболеванием на 87% (Hak E, 2005);
  • снижение на 56% любых осложнений, на 54% числа госпитализаций и на 58% смертности среди пациентов с сахарным диабетом (Looijmans-Van den Akker I, 2006);
  • снижение случаев гриппа у пациентов с хроническими обструктивными болезнями легких (эффективность 76%) (Wongsurakiat P, 2004);
  • снижение сердечно-сосудистых заболеваний (эффективность 44%,), сердечно-сосудистых смертей (эффективность 60%,) и госпитализаций (эффективность 51%) у привитых участников исследования через один год наблюдения (Breteler JK, 2013);
  • доказанная меньшая тяжесть симптомов по результатам самооценки среди вакцинированных лиц 65 лет и старше, заболевших ОРИ или лабораторно подтвержденным гриппом, по сравнению с не вакцинированными лицами такой же возрастной группы (VanWormer JJ, 2014);
  • уменьшение числа невыходов на работу по поводу заболевания гриппом и ОРИ (Nichol KL, 2003);
  • доказанный учеными пассивный перенос антител против гриппа от вакцинированных женщин новорожденным (Helmig RB, 2015);
  • экономически эффективная стратегия по оценкам многочисленных независимых экспертных оценок (MJ 2012).

Вакцинация против гриппа в Республике Беларусь это:

  • охват прививками 40,3% численности населения (2018 г.);
  • недопущение возникновения гриппа более чем у 139 тысяч человек, из которых минимум в 16,7 тысячах случаев потребовалась бы госпитализация и последующее лечение возникших осложнений;
  • предотвращение более 177 тысяч случаев ОРИ негриппозной этиологии;
  • предупреждение не менее 440 тысяч обращений населения за амбулаторно-поликлинической помощью;
  • экономический эффект на сумму эквивалентную 75,6 млн долларов (за счет предотвращения случаев гриппа и ОРИ на каждый вложенный в вакцинацию доллар);
  • высокая эффективность – заболеваемость привитых лиц была в 12,3 раза ниже заболеваемости не привитых, которые составили основную долю заболевших гриппом (98,2%);
  • стабильный учебный процесс в учреждениях образования.
свернуть

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

Комплекс упражнений гимнастики для глаз для учащихся 1 - 4-х классов

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считая до трех), затем открыть глаза и посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4 - 5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, затем вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет от одного до четырех, потом перенести взор вдаль на счет от одного до шести. Повторить 4 - 5 раз.
  5. Исходное положение - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить одновременно с выдохом. Повторить 4 - 5 раз.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз для учащихся 5 - 11-х (12-х) классов

  1. Исходное положение - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубоко вдохнуть, наклонившись вперед к крышке парты, затем выдохнуть. Повторить 5 - 6 раз.
  2. Исходное положение - сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 - 6 раз.
  3. Исходное положение - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5 - 6 раз.
  4. Исходное положение - сидя. Поднять глаза кверху, выполнить глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5 - 6 раз.
  5. Исходное положение - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, одновременно вдыхая. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить, одновременно выдохнув. Повторить 4 - 5 раз.
  6. Исходное положение - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 сек., перенести взор на кончик носа на 3 - 5 сек. Повторить 6 - 8 раз.
  7. Исходное положение - сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. массировать веки кончиками указательных пальцев.
свернуть

Как не стать жертвой клеща

 

  Первые клещи появляются весной в солнечные дни на проталинах, в пики активности клещей их укусы опасны для человека, так как могут заразить человека инфекционными болезнями, в том числе – клещевым энцефалитом.

Отправляясь в лес, обязательно обработайте  открытые участки тела репеллентом от клещей. Одежду выбирайте  светлых тонов – так легче обнаружить клещей. Выберите одежду, которая плотно прилегает к запястьям, щиколоткам, шее, на ноги лучше всего надеть резиновые сапоги. После возвращения из леса обязательно осмотрите себя. Как правило, укусы клещей безболезненны и поэтому, обнаружить клеща можно только  после тщательного осмотра. Если клещ еще не успел присосаться к коже, а только бродит по телу, выискивая удобное место для прикрепления, он абсолютно не опасен.

А если клещ присосался к телу? Обратитесь в лечебное  учреждение для извлечения  клеща (чем раньше клещ будет извлечен, тем лучше) и получите  консультацию  по курсу профилактического лечения.

При отсутствии возможности  обратиться  в лечебное учреждение  удалите клеща самостоятельно. Используйте нить, обвяжите  ее вокруг головки клеща как можно ближе к поверхности кожи. Вращая нить против часовой стрелки, клеща «вывинчивают», помещают в емкость с плотно  притертой  крышкой и доставляют в лечебное  учреждение либо в центр гигиены и эпидемиологии.

После  извлечения  клеща место укуса  следует обработать  йодом, зеленкой, спиртом. Но даже в том случае, если от кровососа удалось благополучно избавиться, визит к врачу  будет не лишним.

 

свернуть

Педикулез и его профилактика.

Одним из наиболее распространенных паразитарных дерматозов, вызванных членистоногими, является педикулез. Педикулез широко распространен в мире и представляет проблему не только в развивающихся, но и в экономически развитых странах. Эпидемическое значение педикулеза в том, что вши – единственный фактор передачи сыпнотифозной инфекции, которая, несмотря на видимое эпидемическое благополучие, сохраняет свою актуальность. Кроме того, педикулез сопровождается выраженным зудом, нарушением сна, в ряде случаев присоединением вторичной инфекции в области экскориаций, а также стрессом.

За последние годы в г. Минске наблюдается тенденция к стабилизации пораженности педикулезом населения в целом, однако пораженность учащихся учреждений общего среднего образования является значительной. Пораженность педикулезом данного контингента связана с недостаточным развитием санитарно-гигиенических навыков у детей, более тесным общением друг с другом. Также с преобладающей выявляемостью педикулеза у данного контингента, связанной с проведением в учреждениях образования плановых (в соответствии с требованиями нормативных документов) и внеплановых осмотров учащихся с профилактической целью.

Педикулез или вшивость -  специфическое паразитирование на человеке вшей, питающихся его кровью.

На человеке паразитирует три вида вшей – головная, платяная, лобковая. Возможно поражение смешанным педикулезом (например, одновременное присутствие головных и платяных вшей). Стадии развития вшей: яйцо (гнида) – личинка – взрослая особь. Наибольшую эпидемическую значимость представляют платяные вши. Человек заражается сыпным тифом при попадании выделений инфицированной вши в ранки в местах расчеса после укуса или при раздавливании насекомого. Лобковая вошь практически не имеет эпидемического значения, однако так же, как платяная и головная вши, причиняет человеку большое беспокойство.

Головная вошь - длина тела самки 2,1-3,5 мм, самца – 2,0-3,0 мм. Головная вошь живет и размножается в волосистой части головы, предпочтительно на висках, затылке и темени. Питается каждые 2-3 часа. Голод переносит плохо, при температуре +30°С обычно через сутки гибнет. Развитие яиц (гнид) происходит в течение 5-9 дней, личинок 15-17 дней. Продолжительность жизни взрослых особей 27-30 дней. Самка откладывает ежедневно 3-7 яиц (гнид). Вне тела хозяина погибает через сутки.

Платяная вошь - крупнее головной, длина тела самки 2,3-4,75 мм, самца - 2,1-3,7 мм, окраска более светлая. Платяная вошь живет в складках белья и одежды, особенно в швах, где и откладывает яйца (гниды), приклеивая их к ворсинкам ткани; яйца (гниды) могут приклеиваться также к волосам на теле человека. Питается 2-3 раза в сутки. Ежедневно откладывает около 10 яиц. Яйца развиваются в течение 7-14 дней, личинки 14-18 дней. Средняя продолжительность жизни взрослых особей 34 дня, максимально - 46 дней.

Лобковая вошь - длина тела 1,36-1,6 мм; по форме тела напоминает щит, удерживается на коротких волосках лобка, бровей, ресниц. При значительной численности насекомые могут распространяться на всей нижней части туловища, особенно на животе, где в результате их кровососания надолго остаются характерные синюшные следы.

Основные симптомы педикулеза: зуд кожи в местах укусов, сопровождающийся расчесами и у некоторых лиц аллергией; огрубение кожи от массовых укусов вшей и воздействия слюны насекомых на кожу; меланодермия – пигментация кожи за счет тканевых кровоизлияний и воспалительного процесса, вызываемого воздействием слюны насекомых, наличие яиц (гнид, цвет – от белого до коричневого, одинаковой округлой формы, в отличие от перхоти они крепко приклеены к волосу), живых особей.

Группы риска составляют лица, работающие в сфере услуг (парикмахерские, бани, прачечные, на транспорте, лечебно-профилактические и спортивно-оздоровительные учреждения и т.п.), ведущие асоциальный образ жизни. Головным педикулезом в преимущественном  большинстве поражены дети школьного возраста, а вот платяным - лица, ведущие асоциальный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства.

Как  происходит заражение?

При тесном контакте с лицами, пораженными педикулезом, в местах массового скопления людей, в том числе в переполненном транспорте. В быту при пользовании общей одеждой, постелью, спальными принадлежностями, головными уборами, расческами и другими предметами личного пользования.

Что   делать, если обнаружены вши или гниды?

При обнаружении вшей в любой стадии (яйцо (гнида), личинка, взрослое насекомое) мероприятия по уничтожению проводить одновременно, уничтожая вшей непосредственно как на теле человека, так и его белье, одежде и прочих вещах.  При выявлении педикулеза необходимо обратиться в амбулаторно-поликлиническое учреждение здравоохранения по месту проживания. Медицинский работник учреждения здравоохранения дает рекомендации по применению противопедикулезных препаратов (рекомендованных Министерством здравоохранения Республики Беларусь в соответствии с инструкцией) для санации головной формы педикулеза в домашних условиях, а так же по еженедельному взаимному осмотру всех членов семьи,  либо о проведении санитарной обработки в центральном санитарном пропускнике Городского центра дезинфекции и стерилизации, г. Минск, ул.П.Бровки, 11. При платяной и смешанной формах педикулеза обработку людей и их вещей проводят только специалисты Городского центра дезинфекции и стерилизации, г. Минск, ул. П.Бровки, 11.

Мероприятия по борьбе со вшами включают три способа уничтожения насекомых:

Механический метод - при незначительном поражении людей головными вшами (от 1 до 10 экземпляров, включая яйца (гниды)) вычесывание насекомых и яиц (гнид) частым гребнем, стрижка и сбривание волос с последующим сжиганием.

Физический  метод –  замачивание, кипячение белья в 2% растворе кальцинированной соды в течение 15 минут, проглаживание горячим утюгом с обеих сторон швов, складок, поясов белья и одежды, не подлежащих кипячению.

Химический метод - лечения педикулеза  базируется в настоящее время на применении педикулицидов – инсектицидов, действующих на вши и яйца (гниды), рекомендованных Министерством здравоохранения Республики Беларусь, приобретаемых в аптеках и используемых в соответствии с инструкцией к данному препарату. Подобная обработка повторяется через 7-10 дней. После обработки и мытья волос головы их прополаскивают теплым 5-10% водным раствором уксусной кислоты. Так как мертвые гниды остаются  на  волосах, их нужно вычесывать с помощью гребня, выбирать руками. Для предупреждения распространения педикулеза (головные вши способны переходить на одежду и окружающую человека обстановку), после окончания санации необходимо провести дезинсекцию помещений и предметов обстановки: оросить  водным раствором педикулицида,   выдержать экспозицию (согласно инструкции по применению). Тщательно проветрить помещение. Удалить остатки педикулицида с обработанных предметов и поверхностей, проводя влажную уборку обычным способом. 

Как  предупредить педикулез?

Несложно. Нужно только выполнить обычные требования личной  гигиены:

мытье головы и тела горячей водой с мылом – по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 7 дней;

регулярная стрижка, расчесывание волос головы и еженедельные осмотры на педикулез всех членов семьи. В случае обнаружения педикулеза у одного из членов семьи, необходимо удостовериться, что не поражены и остальные. С целью профилактики обработку рекомендуется пройти всем членам семьи одновременно и в течение месяца проводить осмотры волосистой части головы на наличие педикулеза;

смена постельного белья –  по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 7 дней и стирка белья с кипячением и последующим проглаживанием горячим утюгом;

систематические смена нательного белья и стирка/чистка одежды, верхней одежды;

полный запрет на использование чужого белья, одежды, головных уборов, расчесок  и других предметов личной гигиены;

перед использованием предварительная стирка, либо проглаживание горячим утюгом новой одежды, головных уборов;

регулярная уборка помещений, содержание в чистоте предметов обстановки.

 

Куда ещё можно обратиться за помощью при обнаружении педикулеза?

За помощью так же можно обратиться к медицинским работникам учреждений здравоохранения по месту учебы, работы или непосредственно в центральный санитарный пропускник Городского центра  дезинфекции и стерилизации по адресу: г. Минск, ул. П.Бровки,11, 13 подъезд, 1 этаж. Режим работы: ежедневно с 08.00 до 19.00; суббота воскресенье – выходные. Телефон для справок: 290-75-67. Центр осуществляет осмотр населения на педикулез и оказывает услуги по обработке против педикулеза (химическим и механическим способом). Населению выдаются справки: о прохождении осмотра на педикулез; о прохождении санации от педикулеза; о прохождении контроля эффективности санации от педикулеза. Так же услуга по обработке против педикулеза оказывается на платной основе и конфиденциально. Ознакомиться с прейскурантом цен можно на сайте http://www.minsksanepid.by/ Услуги/Прейскурант на дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы (услуги).

 

Помните!

Соблюдая и прививая своим детям гигиенические навыки, проводя индивидуальную профилактику в семьях, еженедельно осматривая детей и всех членов семьи на педикулез, Вы сможете предупредить его возникновение в Ваших семьях.

Профилактика педикулеза и борьба с ним - надежные средства предупреждения сыпного тифа.

 

Врач-эпидемиолог

противоэпидемического отделения

санитарно-эпидемиологического отдела

государственного учреждения

«Центр гигиены и эпидемиологии

Фрунзенского района г. Минска»                                                            Мелентович Ольга Александровна

свернуть

ЧТО НАДО ЗНАТЬ О КОРОНАВИРУСЕ

КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ – острое инфекционное вирусное заболевание, характеризующееся воспалением дыхательных путей, интоксикацией
ЗАРАЖЕНИЕ ПРОИСХОДИТ:
  • воздушно-капельным путем
  • контактно-бытовым путем (при попадании вируса на слизистые оболочки глаз, рта и носа)
ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ:
  • повышение температуры
  • насморк
  • сухой кашель
  • слабость
  • головная боль
  • могут быть боли в горле
  • может быть жидкий стул
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
  • избегайте контактов с людьми с симптомами респираторной инфекции
  • воздержитесь от посещения мест массового скопления людей
  • используйте средства защиты органов дыхания (одноразовые медицинские маски) если контактируете с людьми с симптомами респираторной инфекции
  • мойте руки с использованием мыла и антисептических средств на спиртовой основе как можно чаще, в том числе после посещения мест массового скопления людей
  • не касайтесь глаз, рта и носа руками, если они не вымыты или не обработаны антисептиком
  • употребляйте только термически обработанную пищу, бутилированную или кипяченую воду
Если Вы прибыли из страны, в которой регистрировались случаи инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV, то при появлении симптомов инфекционного заболевания незамедлительно обращайтесь за медицинской помощью, минимизировав контакты с окружающими (вызывайте скорую медицинскую помощь и сообщите диспетчеру, что вы посещали страну в которой регистрировались случаи инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV).
свернуть

Рекомендации по социальному дистанцированию в период регистрации случаев инфекции COVID-19 (коронавирусной инфекции)

Социальное дистанцирование - комплекс немедикаментозных санитарно-эпидемиологических мероприятий (действий), направленных на остановку или замедление распространения инфекционного заболевания. Цель социального дистанцирования - снижение вероятности контакта между инфицированными и неинфицированными людьми, чтобы уменьшить уровень передачи инфекции. Принцип социального дистанцирования - человек организует свою жизнь таким образом, чтобы сократить на 3/4 контакты за пределами дома и работы и на 1/4 - на работе. Если люди практикуют «социальное дистанцирование», избегая общественных мест и в принципе ограничивая свои передвижения, распространение инфекции замедляется, происходит сдерживание взрывного роста распространения вируса.
развернуть

Рекомендации:

  1. Не выходите из дома, если в этом нет особой надобности (поездка на работу, покупка продуктов питания и лекарств, получение медицинских и других жизненно важных услуг).
  2. Не выходите из дома для посещения тех мест, посещение которых не является жизненно важным (библиотек, музеев, кинотеатров, театров и других общественных мест). Дети могут выходить только с семьей. Организуйте выгул домашних животных в одиночку.
  3. Воздержитесь от посещения занятий в кружках, спортивных клубах, тренажерных залах, даже с минимальным количеством участников. В случае, если Вы продолжаете спортивные занятия, убедитесь, что численность группы не превышает 5 человек и во время занятий соблюдается расстояние 1,5-2 м между людьми.
  4. Общайтесь с другими людьми дистанционно с помощью средств связи. Не следует ходить в гости и принимать у себя друзей и членов семьи, которые не проживают с вами.
  5. Для сокращения потребности выходить из дома можно использовать следующие меры: удаленная работа, видеозвонки и конференц-связь;

каждый работодатель должен следить за сохранением дистанции в   1 - 1,5 метра между рабочими местами сотрудников, соблюдением правил личной гигиены и гигиены окружающей среды (помещения);                                                                                                             выбирать   услуги доставки - только до порога квартиры (дома, офиса);

         обращение за стоматологической помощью рекомендуется отложить, за исключением неотложных случаев.

  1. Если Вы выходите из дома в ситуациях, когда это необходимо (см. п.1.), необходимо сократить контакты с другими людьми и сохранять 1,5 – 2метровое расстояние друг от друга.
  2. Рекомендации для людей из группы высокого риска - лиц старшего и пожилого возраста, лиц с хроническими заболеваниями любого возраста (заболевания органов дыхания, бронхиальная астма, заболевания сердечнососудистой системы, иммунной системы, онкологические заболевания). Вам желательно вообще не выходить из дома, насколько это возможно. Не принимайте никого у себя дома, за исключением необходимости получения жизненно важных услуг. Попросите родных и знакомых помочь Вам с обеспечением бытовых потребностей.
  3. В случае необходимости получения медицинской помощи, желательно использовать дистанционные медицинские услуги без посещения поликлиники.

Если Вы старше 60 лет и нуждаетесь в осмотре медицинского работника в связи с ухудшением самочувствия, позвоните в регистратуру, стол справок или колл-центр учреждения здравоохранения по месту жительства, сообщите об этом, оставьте контакты (ФИО, адрес, телефон), в течение рабочего дня с Вами свяжется медицинский работник и согласует время для визита на дом.                        Если Вы нуждаетесь в выписке рецептов на лекарственные средства для постоянного приема, ранее назначенные врачом, позвоните в регистратуру, стол справок или колл-центр учреждения здравоохранения по месту жительства, оставьте контакты (ФИО, адрес, телефон), с Вами свяжется медицинский работник, который организует выписку и доставку рецептов на дом.

С целью реализации пункта 9 приложения 4 к приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.03.2020 № 296 «О мерах по организации оказания медицинской помощи пациентам с признаками респираторной инфекции и принятию дополнительных противоэпидемических мер в организациях здравоохранения» рекомендуем организовать оформление выписок из медицинских документов по он-лайн заявкам на интернет-сайтах учреждений с последующей выдачей их пациентам при предъявлении документа, удостоверяющего личность, в отдельно отведенном месте.

При появлении симптомов респираторного заболевания (повышение температуры тела, кашель, одышка, насморк и т.д.) необходимо соблюдать домашнюю самоизоляцию, избегая контактов с членами семьи,

вызвать врача (а если Вы находились в течение 14 дней до возникновения симптомов за рубежом - вызвать скорую помощь).

 

Дополнительные рекомендации.

 

Избегайте физических контактов, включая рукопожатия и объятия. Отрывайте двери не ладонью.

Постарайтесь не касаться руками лица.

Как можно чаще мойте руки.

Как можно чаще проветривайте помещения.

Проводите дезинфекцию поверхностей, особенно дверных ручек и поверхности двери.

Постарайтесь не курить сигареты, в том числе электронные, или кальян.

Не пользуйтесь общими столовыми приборами, не ешьте из одной тарелки и не передавайте другим еду, которую Вы попробовали или откусили.

Находясь дома, придерживайтесь здорового питания и физической активности.

 

Правила поведения вне дома.

 

В каких случаях можно выходить из дома:

Если требуется получение срочной медицинской помощи. Необходимость посещения места работы.

Для приобретения товаров первой необходимости в случае невозможности их доставки курьером или родственниками (знакомыми).

Для проведения одиночной прогулки. Пользоваться лифтом следует в одиночку.

 Как вести себя после выхода из дома:

На личном автомобиле - в салоне должен находиться один человек или члены семьи, проживающие в одном доме. Исключение - необходимость сопровождения человека в экстренной ситуации (доставка в медицинское учреждение для оказания неотложной помощи).

Избегать общественного транспорта.

В общественных местах соблюдать расстояние 1-1,5 м от других людей.

Соблюдать гигиену рук и респираторный этикет. 

Как вести себя на работе:

Соблюдать расстояние 1-1,5 м между рабочими местами сотрудников.

Как можно чаще мыть руки, обрабатывать спиртосодержащим антисептиком (гелем, салфетками).

Стараться не касаться носа и рта, мыть руки перед и после таких прикосновений.

Использовать, при необходимости, одноразовые бумажные платки, полотенца, салфетки.

свернуть

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19

Разработчики: Государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» При подготовке методических рекомендаций использованы следующие материалы: ВОЗ vrm-v. who. int Роспотребнадзор стопкоронавирус.рф/info/ofdoc/rpn РУП НПЦГ www.rspch.by ГУ РЦГЭиОЗ www.rcheph.by ГУ РНПЦЭиМ www.belriem.by ГУО БелМАПО www.belmapo.by информационный портал «Здоровые люди» www.24health.by
развернуть

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19


ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.    Актуальность    настоящих    Методических    рекомендаций обусловлена    пандемией    инфекции,    вызванной    коронавирусом SARS-CoV-2 (далее – инфекция COVID-19), которая отмечается в мире с начала 2020-го года.
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях предотвращения распространения инфекции COVID-19 в учреждениях образования Республики Беларусь в 2020/2021 учебном году.
2. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 23 Закона Республики Беларусь «О санитарно- эпидемиологическом    благополучии    населения»,    предусматривают комплекс мероприятий, направленных на снижение риска заболеваний инфекцией COVID-19.
3. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования во всех типах учреждений образования для детей и взрослых вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности.
Отдельные положения рекомендаций могут использоваться в деятельности иных учреждений и организаций (дома ребенка, стационарные дома-интернаты для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, специализированные учебно-спортивные учреждения для детей и иные).
4.    На    основании    положений    настоящих    Методических рекомендаций, указаний (решений, планов) исполнительных и распорядительных органов в каждом учреждении образования с учетом его типа, имеющихся условий и особенностей режима деятельности разрабатывается и утверждается руководителем учреждения образования «План    организационных    и    санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекции COVID-19, действий при выявлении заболевания (заболеваний) инфекцией COVID-19».
В Плане мероприятий должны быть определены ответственные за выполнение каждого конкретного мероприятия, контролирующие со стороны администрации учреждения образования лица, сроки (время) выполнения мероприятия (мероприятий).
Справочно:
Целесообразна разработка местными исполнительными и распорядительными органами Примерных (типовых) планов- мероприятий по отдельным типам учреждений образования (дошкольного, общего среднего, специального, профессионально- технического и среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых, социально-педагогических учреждений и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на территориальном уровне.


ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ


5. В период распространения инфекции COVID-19 устанавливается режим организации образовательного процесса, предусматривающий соблюдение принципов социального дистанцирования*, в том числе: ____________
* Социальное дистанцирование – комплекс немедикаментозных санитарно- противоэпидемических    мероприятий,    направленных    на    предупреждение распространения инфекционного заболевания.
Цель социального дистанцирования – минимизация контакта между инфицированными и неинфицированными лицами.
Принцип социального дистанцирования – человек организует свою жизнь таким образом, чтобы сократить на 3⁄4 контакты за пределами дома и работы и на 1⁄4 – на работе (учебе). Если население использует социальное дистанцирование, избегая посещения общественных мест и ограничивая свои передвижения, уменьшается риск распространения инфекции, происходит сдерживание распространения вируса.
5.1. разделение времени начала и окончания смен (учебных занятий, занятий, перемен);
5.2. увеличение по возможности продолжительности перемен и продолжительности пересменок, в том числе в учреждениях образования с двухсменным режимом работы, не менее чем на 5 минут, в целях проведения проветривания;
5.3. максимально возможное разобщение обучающихся при обучении, проживании, организации сна, питания, а именно:
закрепление за каждым учебным классом (учебной группой) конкретного учебного помещения;
рассадка обучающихся с учетом максимального разобщения;
ограничение (запрет) проведения лекционных и объединенных групповых учебных занятий (занятий) или их проведение с соблюдением дистанции обучающихся друг от друга не менее 1 - 1,5 м;
переход, по возможности, на двухсменный режим при односменном режиме образовательного процесса;
организация посещения столовой по максимально разобщенному графику, обеспечение рассаживания обучающихся в обеденном зале с соблюдением дистанции друг от друга не менее 1 - 1,5 м;
организация пользования общим гардеробом по установленному разобщенному графику;
максимально возможное разобщение обучающихся при организации ночного и дневного сна;
недопущение    совместного    использования    раздевалок    при спортивном, танцевальном (хореографическом) залах, при плавательном бассейне обучающихся, заканчивающих занятие и пришедших на занятие (сокращение занятий, выделение дополнительных помещений для переодевания);
5.4. ограничение проведения массовых мероприятий в помещениях учреждений образования, в том числе с использованием актового, музыкального и спортивного залов, плавательного бассейна (при наличии), посещения выставок и музеев, театров и кинотеатров, других общих    мероприятий,    минимизация    количества    участников    и приглашенных с обеспечением социального дистанцирования;
запрет    указанных    мероприятий    –    при    осложнении эпидемиологической ситуации на административной территории по решению местных исполнительных и распорядительных органов; при регистрации в учреждении образования одного и более случаев инфекции COVID-19;
5.5. обеспечение проведения массовых мероприятий (культурных, спортивных и физкультурно-оздоровительных) преимущественно на открытом воздухе;
5.6. при необходимости организация образовательного процесса обучающихся с использованием информационно-коммуникативных технологий полностью или частично (по отдельным учебным предметам, учебным дисциплинам или видам занятий) с учетом типа учреждения образования и возможностей конкретного учреждения образования;
5.7. ограничение (запрет) проведения родительских собраний и личных встреч педагогических работников с родителями (законными представителями) обучающихся – использование для общения телефонов, электронной почты и другое;
5.8. ограничение (запрет) проведения педагогических советов, советов учреждений образования, собраний работников в очном режиме с общей численностью участников более 5 человек, проведение рабочих совещаний и мероприятий в формате видеоконференций (с использованием средств видеосвязи);

5.9.    обеспечение    работы    курьерской    службы    и    прием корреспонденции бесконтактным способом (определение специальных мест и устройств приема и выдачи) с соблюдением режима дезинфекции и физического дистанцирования;
5.10. исключение по возможности использования общих телефонов, компьютерной    техники,    оборудования    лингафонных    кабинетов (наушников), при необходимости использования – их дезинфекция до и после использования;
5.11. использование бесконтактных методов приветствия;
5.12. ограничение направления педагогических и иных работников в командировки, в том числе в страны, неблагополучные по инфекции COVID-19, в соответствии с *Перечнем стран, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19 (далее – Перечень); отмену рабочих поездок в неблагополучные по инфекции COVID-19 зарубежные страны работников, входящих в группы риска в соответствии с официальными рекомендациями;
____________ *Перечень стран, предусмотренный постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 25 марта 2020 No 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19», определяется и размещается на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь (minzdrav.gov.by).
6. Принимаются меры по снижению риска (недопущению) заноса инфекции COVID-19 в учреждение образования, предусматривающие:
6.1. обеспечение ежедневного перед началом деятельности учреждения образования измерения температуры тела работников с преимущественным использованием бесконтактных термометров и с опросом о наличии признаков респираторных заболеваний – «пропускной фильтр».
При оценке результатов бесконтактной термометрии следует учитывать границы нормальной температуры, принятые для разных моделей бесконтактных термометров и указанные в руководстве к прибору. При индикации повышенной температуры тела следует провести повторное измерение через 5-10 минут либо произвести измерение контактным термометром.
При измерении температуры тела контактными термометрами необходимо обеспечить их обязательную дезинфекцию после каждого использования средствами дезинфекции, разрешенными к применению для этих целей Министерством здравоохранения Республики Беларусь, по эффективному в отношении вирусов режиму и в соответствии с инструкцией производителя; при проведении контактной термометрии исключить применение ртутных термометров;
6.2. недопущение на учебу/работу обучающихся и работников учреждения образования с признаками респираторной инфекции (кашель, насморк, повышенная температура тела и т.д.), временную их изоляцию в медицинский изолятор с дальнейшей организацией их возвращения домой (для вызова врача) или в организацию здравоохранения;
6.3. при отсутствии медицинского изолятора определение дополнительного помещения, которое при необходимости может быть использовано для временной изоляции обучающихся и работников с признаками респираторной инфекции;
6.4. использование медицинскими и иными работниками, участвующими в проведении «пропускного фильтра», средств защиты органов дыхания, перчаток;
обеспечение вышеуказанных работников средствами защиты органов дыхания, перчатками, средствами дезинфекции в виде растворов, салфеток для обработки рук с созданием запаса их в учреждении образования не менее чем на 1 месяц;
использование средств защиты органов дыхания по желанию иными работниками и обучающимися в возрасте старше 14 лет;
6.5. использование масок в соответствии с рекомендованными правилами использования масок согласно приложению 1 к настоящим Методическим    рекомендациям,    перчаток    –    в    соответствии    с рекомендованными правилами использования перчаток согласно приложению 2 к настоящим Методическим рекомендациям;
6.6. Оборудование при входе в учреждение образования места обработки рук работниками и обучающимися старше 18 лет средствами дезинфекции    кожных    покровов/антисептиками    для    кожи, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью бесконтактных дозирующих устройств), или дезинфицирующими салфетками;
6.7. своевременную изоляцию из учреждения образования обучающегося или работника, по которому поступило сообщение, что данное лицо является контактом первого уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19;
6.8. при регистрации случая (случаев) заболевания инфекцией COVID-19 организацию и введение санитарно-противоэпидемических мероприятий в соответствии с указаниями специалистов территориальных учреждений государственного санитарного надзора, оказание данным специалистам помощи в определении контактов первого и второго уровней;
6.9. максимально возможное ограничение посещений обучающихся родственниками в помещениях учреждения образования.
7. Принимаются меры по соблюдению личной гигиены работниками и    обеспечению    должного    санитарного    состояния    помещений, предусматривающие:
7.1. создание условий для соблюдения гигиены рук работниками и обучающимися:
обеспечение в местах общего пользования и при входе в обеденный зал объекта общественного питания учреждения образования наличия в умывальниках холодной и горячей проточной воды, укомплектование умывальников мылом или дозаторами с жидким мылом (с учетом возраста обучающихся),    одноразовыми    бумажными    полотенцами (электросушилками) или индивидуальными полотенцами (дошкольный возраст);
обеспечение    умывальников    для    медицинских    работников, работников объекта питания и иных работников, а также для обучающихся в возрасте старше 18 лет дополнительно дозаторами со средствами дезинфекции кожных покровов/антисептиками для кожи (оптимально использование локтевых, сенсорных дозаторов) для обработки рук;
обеспечение контроля и регулярной заправки дозаторов с жидким мылом и антисептиками;
7.2. мытье рук с мылом обучающимися и работниками по приходу в учреждение образования, после прогулок, занятий, в том числе на открытом воздухе, после посещения туалета, перед приемом пищи, по мере необходимости;
дополнительную обработку с использованием средств дезинфекции кожных покровов/антисептика для кожи медицинскими работниками, работниками объекта питания, по желанию иными работниками и обучающимися в возрасте старше 18 лет;
соблюдение правил гигиены рук согласно приложению 3 к настоящим Методическим рекомендациям;
7.3. обеспечение эффективной вентиляции помещений:
осуществление в установленном порядке (не реже одного раза в 3 года) технического контроля за функционированием систем механической вентиляции с отметкой полученных результатов в паспорте на вентиляционную установку;
обеспечение эффективной работы естественной вентиляции с механическим побуждением, кондиционеров и иных устройств вентиляции и кондиционирования воздуха;
обеспечение исправности фрамуг, форточек и иных устройств для проветривания помещений;
обеспечение постоянного проветривания учебных и групповых помещений, рекреаций и иных помещений во время отсутствия обучающихся и работников, с учетом погодных условий – во время нахождения обучающихся и работников в помещениях;
7.4. обеспечение, по возможности, установки средств очищения воздуха (рециркуляторов), обеспечивающих обработку воздуха в присутствии людей, в помещениях общего пользования (объекты питания, коридоры и рекреации, гардеробы для работников и другое), помещениях медицинского назначения, помещениях с пребыванием детей раннего возраста (до 3 лет), детей с особенностями психофизического развития, в учреждениях образования с круглосуточным пребыванием детей;
7.5. обеспечение уборки помещений:
проведение в течение дня по мере необходимости влажной уборки помещений с использованием моющих средств, но не реже 2 раз в день (по окончании рабочего дня или перед его началом, между сменами и другое), не реже 3 раз в день – в учреждениях образования с круглосуточным пребыванием, с пребыванием обучающихся 10,5 - 12 часов, при двухсменном режиме организации образовательного процесса; после каждого использования – обеденного, спортивного, музыкального, хореографического (танцевального), актового залов, залов лечебной физической культуры, после каждой перемены – санитарных узлов;
в том числе не реже 1 раза в день (преимущественно в конце рабочего дня и в пересменку) проведение уборки с использованием средств дезинфекции, эффективных в отношении вирусов (с акцентом на дезинфекцию ручек дверей, поручней, перил, лифтовых кабин, спортивного оборудования и спортивного инвентаря, гардеробных шкафчиков, столов, стульев, компьютерных клавиатур и мышек, телефонных аппаратов, игрушек и иных контактных поверхностей);
проведение дополнительно в течение дня дезинфекции дверных ручек, поручней, перил, выключателей, поверхностей столов;
7.6. использование бесконтактных методов приветствия.
8.    Проводится    информационно-разъяснительная    работа    по профилактике острых респираторных инфекций (ОРИ), в том числе инфекции COVID-19, предусматривающая:
8.1.    обеспечение    информирования    работников    учреждения образования, обучающихся старше 18 лет, родителей (законных представителей) (размещение плакатов, инфографики, памяток, листовок и др.) по следующим вопросам:
8.1.1. клинические проявления коронавирусной инфекции COVID-19 или ОРИ (повышение температуры тела до 38 - 39°C, кашель, одышка, отсутствие обоняния, мышечная и головная боль и др.);
8.1.2. алгоритм действий при выявлении признаков инфекции COVID-19 или ОРИ у работника, обучающегося и (или) членов его семьи в домашних условиях с акцентом на:
необходимость вызова врача на дом и недопустимость самостоятельного посещения организации здравоохранения;
запрет на посещение места работы при выявлении признаков инфекции COVID-19 или ОРИ;
8.1.3. соблюдение алгоритма действий при появлении признаков инфекции COVID-19 или ОРИ у работника на рабочем месте с акцентом на:
необходимость    своевременного    предоставления    работником учреждения образования информации о состоянии своего здоровья и контактах с лицами, имеющими ОРИ, в том числе инфекцию COVID-19, ответственному лицу учреждения образования;
необходимость информирования ответственного лица учреждения образования для организации последующей временной изоляции и транспортировки (ухода) домой или транспортировки в организацию здравоохранения;
запрет самостоятельного передвижения данного работника по учреждению образования, за исключением места временной изоляции, до принятия решения о способах транспортировки (ухода) домой или транспортировки в организацию здравоохранения;
соблюдение правил гигиены рук;
соблюдение принципа социального дистанцирования (не менее 1,5 м), как одной из наиболее эффективных мер профилактики;
правила использования спецодежды и СИЗ, в том числе масок и перчаток, с акцентом на необходимость соблюдения режима их использования;
нежелательность планирования командировок, поездок и отпусков в страны, неблагополучные по инфекции COVID-19;
доведение до сведения педагогов и других заинтересованных номеров «горячих линий» («прямых телефонных линий») для вызова врача и для получения необходимых консультаций;
официальные информационные ресурсы (сайты Всемирной организации    здравоохранения,    Министерства    здравоохранения Республики Беларусь, Государственного учреждения «Республиканский центр    гигиены,    эпидемиологии    и    общественного    здоровья», Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр эпидемиологии и микробиологии», Республиканского унитарного предприятия «Научно- практический центр гигиены»);
8.2. организацию постоянной ежедневной работы с обучающимися по мерам профилактики ОРИ и инфекции COVID-19, в том числе соблюдению правил гигиены рук, респираторного этикета, социальной дистанции, бесконтактного приветствия, слежения за чистотой своего рабочего места, своевременного обращения к медицинскому работнику или ответственному по учреждению лицу при появлении признаков ухудшения состояния здоровья и иное;
размещение на официальных интернет-сайтах, информационных стендах учреждения образования информации с разъяснениями правил профилактики ОРИ и инфекции COVID-19, правил «респираторного этикета» и мытья рук (в том числе приведенных в приложении 2).
9. Предусматриваются меры по недопущению распространения инфекции COVID-19 через объект общественного питания учреждения образования, а именно:
9.1. проведение ежедневной по приходу на работу термометрии работников объекта питания с отметкой в журнале «Здоровье»;
9.2. обеспечение всех работников масками, перчатками и средствами дезинфекции для рук/антисептиками для кожи;
9.3. обеспечение обязательного использования работниками и дежурными по столовой обучающимися масок и перчаток при выдаче и раздаче пищи, пищевых продуктов через буфет, сервировке обеденных столов;
9.4. обеспечение своевременной влажной уборки производственных помещений с применением разрешенных для этих целей моющих средств;
обеспечение обработки дезинфицирующими средствами (в дополнение к влажной уборке) мест общего пользования, дверных ручек, поручней, подносов, столов, спинок стульев (подлокотников кресел), умывальных раковин при входе в обеденный зал;
9.5. обеспечение в конце рабочего дня проведения дезинфекции рабочих поверхностей объекта общественного питания, включая торгово- технологическое оборудование;
9.6. обеспечение мытья столовой посуды преимущественно в посудомоечных    машинах    с    применением    режима    обработки, обеспечивающего дезинфекцию посуды при температуре воды не ниже 65°С;
организация дезинфекции посуды химическим или физическим методом в конце рабочего дня в случае ее мытья ручным способом;
при использовании одноразовой посуды обеспечение ее сбора в плотно    закрываемые    пластиковые    пакеты    для    дальнейшего обеззараживания в конце рабочего дня и утилизации;
9.7. организация регулярного (не реже чем каждые 2 часа) проветривания помещений;9.8. недопущение скопления обучающихся и работников на линиях раздачи пищи, в очереди в кассу (целесообразно выполнить разметку на расстоянии 1- 1,5 м);
9.10. обеспечение расстановки обеденных столов на расстоянии не менее 1,5 м;
9.11. обеспечение безопасного питьевого режима обучающихся и работников.


ГЛАВА 3 ОТДЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ С УЧЕТОМ ТИПА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


10. В учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования при организации подвоза обучающихся рекомендуется:
10.1. соблюдение, по возможности, при организации подвоза автотранспортом (школьными автобусами, специально оборудованным транспортом) принципа физического дистанцирования в 1 - 1,5 м (использование одним ребенком двух мест);
10.2. проведение после каждого использования (после каждого рейса) проветривания автотранспорта, влажной уборки и дезинфекции контактных поверхностей с акцентом на дверные ручки, поручни, подлокотники кресел, пряжки ремней безопасности, спинки сидений);
10.3. с целью обязательного использования обеспечение водителей автотранспорта средствами индивидуальной защиты (маски, перчатки), средствами дезинфекции поверхностей и средствами дезинфекции кожных покровов/антисептиками для кожи.
11. В учреждениях образования с круглосуточным пребыванием обучающихся (социально-педагогические учреждения, школы-интернаты, общежития):
выделение дополнительных мест медицинского изолятора;
в случае регистрации инфекции COVID-19 у проживающего (проживающих) создание условий для самоизоляции контактов первого уровня (определение изолированного от других жилого блока или группы жилых помещений с кухней и санитарным блоком), организацию контроля за соблюдением режима самоизоляции;
организация контроля медицинскими работниками учреждения образования за состоянием здоровья проживающих, являющихся контактами первого уровня по инфекции COVID-19;
организация для контактов первого уровня привозного горячего питания или организация доставки пищевых продуктов и создание условий для приготовления пищи;
обеспечение своевременной изоляции заболевшего в медицинский изолятор и, при необходимости, дальнейшей госпитализации в организацию здравоохранения.
12. В учреждениях образования с пребыванием детей дошкольного возраста, учреждениях образования с круглосуточным пребыванием детей:
запрет приема детей, в том числе вновь поступающих, в группы, в которых зарегистрирован случай заболевания инфекцией COVID-19, в течение 14 дней после регистрации заболевания;
запрет объединения разных групп, за исключением аварийных и иных внештатных ситуаций;
увеличение общей продолжительности прогулок на открытом воздухе при благоприятных погодных условиях на 1 час 30 минут и более в день с учетом возраста воспитанников, режима работы учреждения образования.
13. В учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях:
организация утреннего приема детей при благоприятных погодных условиях на открытом воздухе;
проведение различных форм организации музыкальной и физкультурно-оздоровительной деятельности (праздники, развлечения) в групповых    помещениях    в    отсутствие    родителей    (законных представителей) обучающихся.

14. В учреждениях среднего специального, профессионально- технического, высшего, дополнительного образования взрослых:
увеличение периода времени, отведенного для приемов пищи.

15. В учреждениях общего среднего, специального образования: увеличение    по    возможности   продолжительности    перемен (минимальная продолжительность – не менее 15 минут), перерыва между занятиями первой и второй смен – не менее 30 минут;
ограничение при возможности совместного (в одно время) с учащимися учреждения профессионально-технического или среднего специального образования реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) учащимися X - XI (XII) классов;
проведение общешкольных линеек перед началом учебного года и в других случаях на открытом воздухе с соблюдением расстояния между обучающимися, работниками и родителями (законными представителями) не менее 1 - 1,5 м друг от друга, использование родителями (законными представителями) и работниками масок.
16. В учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, учреждениях высшего образования:
ограничение при возможности организации теоретических и практических занятий, производственного обучения, производственной практики вне учреждения образования.


ГЛАВА 4 ОТДЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛА
ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРИБЫВШИХ ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН


17. Иностранным обучающимся из стран, включенных в Перечень, рекомендуется прибыть к месту обучения за 15 дней до начала учебного процесса в целях нахождения в течение указанного времени на самоизоляции согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2020 No 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции COVID-19» и проведения лабораторного обследования на инфекцию COVID-19 (ПЦР) после окончания срока самоизоляции. При получении отрицательного результата лабораторного исследования обучающийся может быть допущен к занятиям.
18. Иностранным обучающимся из стран, не включенных в Перечень, рекомендуется прибыть к месту обучения за 7-14 дней до начала учебного процесса в целях нахождения в течение указанного времени в условиях минимизации контакта с окружающими. Период нахождения в условиях минимизации контактов может быть сокращен до 7 дней при проведении лабораторного обследования на инфекцию COVID-19 (ПЦР) на 6-7-й день после прибытия. При получении отрицательного результата лабораторного исследования обучающийся
может быть допущен к занятиям.
Справочно:
Обследование проводится на платной основе в лабораториях, определенных    Министерством    здравоохранения    Республики Беларусь, расположенных в г. Минске (3) и областных центрах.
19.    Всем иностранным обучающимся по прибытии необходимо иметь при себе результаты лабораторного исследования на инфекцию COVID-19 (ПЦР), выполненного не ранее, чем за 2 дня до въезда на
территорию Республики Беларусь.
Справочно:
Форма    документа    о    результатах    исследования    не регламентирована. Принимается документ на русском или английском языке с указанием наименования лаборатории, проводившей исследование, даты проведения исследования, результата, данных об обследуемом (как в паспорте).
20.    Руководители учреждений образования обеспечивают:
20.1. поименный учет планируемых к прибытию и прибывших иностранных обучающихся и передачу списков по форме согласно приложению 4 к настоящим Методическим рекомендациям в территориальные центры гигиены и эпидемиологии и организации здравоохранения по мере поступления;
20.2. предварительное информирование иностранных обучающихся о необходимости заблаговременного прибытия на обучение и наличия при себе результатов лабораторного обследования (ПЦР) на инфекцию COVID-19 и необходимости пребывания на самоизоляции/в условиях минимизации контакта с окружающими (в зависимости от страны прибытия);
20.3. встречу    иностранных    обучающихся    в    пункте    приезда (в аэропорту, на железнодорожных и автовокзалах) и доставку их к месту пребывания с вручением им Перечня мероприятий обязательных для выполнения (в двух экземплярах: 1 экземпляр остается у обучающегося, 1 – в учреждении образования) согласно приложению 5 к настоящим Методическим рекомендациям;
20.4. контроль наличия документа о результатах обследования на инфекцию COVID-19 (ПЦР), проведенного не ранее, чем за 2 дня до въезда на территорию Республики Беларусь. В случае прибытия иностранного обучающегося без вышеуказанного документа – организация его лабораторного обследования в оперативном порядке;
20.5. создание условий для нахождения иностранных обучающихся, указанных в п.1, на самоизоляции, в п.2. – в условиях минимизации контактов: заселение в отдельное общежитие/этажи/блоки общежития, а также контроль за соблюдением обучающимися требований по нахождению на самоизоляции (в условиях минимизации контактов);
20.6. создание условий для дистанционного обучения иностранных обучающихся, прибывших на обучение в срок менее 7-14 дней до начала обучения;
20.7. создание условий для соблюдения принципа социального дистанцирования, гигиены рук в местах проживания/обучения иностранных обучающихся: размещение при входах, а также в местах общего пользования в общежитиях, учебных корпусах дозирующих устройств (предпочтительно бесконтактных) с дезинфицирующим средством/антисептиком для обработки рук;
20.8. организацию    дезинфекционных    мероприятий    в    местах проживания/обучения иностранных обучающихся с акцентом на дезинфекционную обработку контактных поверхностей: дверных ручек, поручней, кнопок выключателей, санитарно-технического оборудования, компьютерных гаджетов и другое;
20.9. организацию    информационно-образовательной    работы    с иностранными обучающимися по профилактике инфекции COVID-19.
21.    Медицинские работники медицинского пункта (здравпункта) учреждения    образования,    при    невозможности    главные    врачи территориальной организации здравоохранения организовывают:
21.1. медицинское наблюдение за иностранными обучающимися 1 раз в 7 дней;
21.2. информационно-образовательную работу с иностранными обучающимися по профилактике инфекции COVID-19.
22.    Главные государственные санитарные врачи территориальных центров гигиены и эпидемиологии организовывают:
22.1. оценку условий размещения иностранных обучающихся для обеспечения самоизоляции (минимизации контактов);
22.2. наличие списков иностранных обучающихся с указанием планируемой даты прибытия, наименования страны прибытия, пути следования с отметкой о дате прибытия (отметкой о неприбытии) согласно приложению 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
Министр здравоохранения Республики Беларусь    В.С.Караник
Министр образования Республики Беларусь    И.В.Карпенко

 

Приложение 1

Рекомендации по использованию масок
1. Перед надеванием маски
вымойте руки проточной водой с мылом. Если доступ к проточной воде и мылу затруднен, обработайте руки антисептиком, для этого нанесите 3-5 мл антисептика на сухие руки. Используйте определенный набор движений в любой последовательности. Все участки кожи кистей рук должны быть затронуты в процессе их обработки.
2. Наденьте
маску цветной стороной наружу держась за ушные фиксаторы, расположив ее таким образом, чтобы складки на наружной поверхности были направлены вниз. Плотно прижмите крепление в области носа. При наличии специальных складок на маске их необходимо развернуть. Маска должна закрывать рот, нос и подбородок.
3. После использования
снимите маску, держась за ушные фиксаторы. Поместите использованную маску в полиэтиленовый пакет, а затем в контейнер для мусора.
4. Многоразовые средства индивидуальной защиты органов дыхания могут применяться только при условии индивидуального использования. Процесс их обработки и последующего использования осуществляется по индивидуальному    принципу    с    использованием    моющих, дезинфицирующих или других средств, рекомендуемых изготовителем. После использования многоразовой маски перед ее повторным применением необходима стирка в горячей воде (не менее 60 градусов) с мылом или стиральным порошком, затем проглаживание утюгом с паром. При невозможности немедленной обработки многоразовой маски (например, нахождение вне дома), следует поместить ее в индивидуальный пакет.
5. После снятия маски вымойте руки проточной водой с мылом или обработайте руки антисептиком как это описано в пункте 1.
6. Общие правила использования одноразовых и многоразовых масок:
Правило 1. Использовать маску не более двух часов.
Правило 2. Немедленно заменить маску в случае ее намокания (увлажнения), даже если прошло менее двух часов с момента использования.
Правило 3. Не касаться руками закрепленной маски.
Правило 4. Тщательно вымыть руки с мылом или обработать антисептиком после прикосновения к используемой или использованной маске.
Приложение 2
Рекомендации по использованию перчаток
При использовании перчаток необходимо соблюдать следующие правила:
перед надеванием перчаток необходимо вымыть руки с мылом (при отсутствии    такой    возможности    обработать    спиртосодержащими средствами дезинфекции кожных покровов/антисептиками для кожи);
носить одноразовые перчатки следует не более одного-двух часов; не следует надевать перчатки, если их поверхность повреждена; в случае нарушения целостности одной перчатки, менять на новые
следует обе; одноразовые перчатки не предполагают повторного использования; прежде чем выбросить использованные перчатки, их обрабатывают
антисептиком и помещают в герметичный пакет; повторное использование обработанных резиновых перчаток
ухудшает их герметичность; после снятия перчаток следует упаковать их в пакет и
утилизировать, руки необходимо тщательно вымыть с мылом (в течение 20-40 секунд), соблюдая последовательность движений, либо обработать антисептиком;
при повторном использовании текстильных или кожаных перчаток, их необходимо правильно обрабатывать: текстильные – стирать при температуре не ниже 60 °C, затем прогладить утюгом с паром, кожаные – обработать дезинфицирующим средством.
Правила по гигиене рук
Гигиена рук включает в себя следующие процедуры: мытье рук с помощью мыла; антисептика кожи рук с применением средств дезинфекции кожных
покровов/антисептиков для кожи (далее – антисептики).
Правила мытья рук.
Включите теплую воду и смочите руки водой. Нанесите мыло на руки и намыльте. Мойте тыльные стороны кистей рук. Тщательно промыливайте руки
между пальцами со всех сторон на обеих руках. Мойте ладони. Тщательно промыливайте руки между пальцами со
всех сторон на обеих руках. Мойте внешнюю сторону четырех пальцев противоположной ладони
с перекрещиванием пальцев. Мойте большие пальцы круговыми движениями, зажимая их в
кулаке другой руки. Кончиками пальцев трите внутреннюю часть ладони одной руки,
затем второй. Смойте мыло.
Вытрите руки насухо. Закройте кран с помощью бумажного полотенца. Мойте руки 20-40 секунд, выполняя движения в любой
последовательности. Все участки кожи кистей рук должны быть затронуты в процессе их обработки.
Правила по гигиенической антисептике кожи рук.
Если доступ к проточной воде и мылу затруднен, обработайте руки антисептиком.
Целесообразно использование антисептика с содержанием спирта не менее 70%.
Нанесите 3-5 мл антисептика на сухие руки.
Обрабатывайте руки антисептиком 20-30 секунд. Основной комплекс движений тот же, что и при мытье рук.
Приложение 3
Приложение 4 прибывающих в учреждения образования Республики Беларусь
Список иностранных обучающихся,
No п/п
ФИО
Место жительства постоянное
Место пребывания в Республике Беларусь
Место обучения, группа, курс
Планируемая дата прибытия в Республику Беларусь
Путь следование
Отметка
о    дате прибытия в Республик у Беларусь
о неприбытии в Республику Беларусь
Перечень мероприятий обязательных для выполнения
Я, _________________________________________________________________ (Фамилия, имя (отчество – при наличии), наименование учреждения образования)
____________________________________________________________________
ознакомлен с перечнем необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекции COVID-19 и до «__»_______20__г. и обязуюсь:
I) находиться в изоляции (условиях минимизации контактов) в течение 14 дней* в по адресу: ____________(No комнаты, блока общежития No__)
не покидать места проживания (пребывания), в том числе не посещать место учебы, объекты торговли и общественного питания, спортивные, выставочные и концертные залы, кинотеатры, вокзалы и другие места массового пребывания людей, за исключением следующих случаев крайней необходимости:
посещение ближайших продовольственного магазина или аптеки для приобретения необходимых товаров;
вынос бытовых отходов в ближайшее место сбора отходов;
при выходе из жилого помещения в случаях крайней необходимости, использовать маску, не допускать контактов с другими лицами;
II) соблюдать меры профилактики инфекции COVID-19, а именно: максимально ограничить любые контакты; соблюдать гигиену рук; как можно чаще проветривать помещение и проводить влажную уборку в
помещении по месту проживания; III) в случае ухудшения состояния здоровья (повышение температуры
тела до 37°C и выше, появление кашля, одышки) обратиться по телефону_________ либо в скорую медицинскую помощь по телефону 103 или отправив SMS-сообщение, сообщив при этом о нахождении в изоляции и стране прибытия.
____________ * в случае прохождения лабораторного обследования на инфекцию COVID-19
(ПЦР) за счет собственных средств на 6-7 день после прибытия сроки изоляции могут быть сокращены с момента получения отрицательного результата лабораторного обследования
Подпись прибывшего _______________________
Дата составления «____»__________20 ___г.
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), подпись лица, которому представляется анкета ______________________________

свернуть