История школы

История школы


    Школа … Каким теплом и светом, какой нежностью и радостью наполняется сердце каждого, когда звучит это простое коротенькое слово. Во всяком случае, у меня оно вызывает именно такие чувства. Это эмоции и воспоминания.  Это часть жизни любого человека. И моя жизнь связана со школой № 136 г. Минска, где я училась с самого ее открытия, а сейчас работаю. С чего же все начиналось?
История моей школы началась со строительства, которое было продиктовано требованием времени: возводился новый жилой микрорайон. Первый камень заложили 30 мая 1974 года. Школа была построена за 1 год и 4 месяца. Вместе со строителями с энтузиазмом работал только что сформированный коллектив учителей.

Благодаря общим усилиям, 1 сентября 1975 года в 8 часов утра под звуки пионерского горна и барабанной дроби состоялось торжественное открытие школы-новостройки № 136. Директору школы Шабановичу Б.И. был вручен символический ключ.

Начались первые, но уверенные шаги. В школу было зачислено 1800 учащихся, среди них – я, Смирнова Татьяна, ученица 1 «А» класса. Педагоги добросовестно и ответственно работали, изучали лучший опыт учителей республики. Обустраивались кабинеты, закупалось оборудование, появились первые посаженные кустарники и деревья. В 1976 году создается музей партизанской бригады «Пламя», содержащий 700 экспонатов военного времени. Руководитель музея Головчиц М.М.
                      

С 1983 года возглавила школу, продолжая ее традиции, Какунина Зинаида Васильевна. Библиотечный фонд пополнился современной учебной и методической литературой, переоснащен кабинет технического труда, улучшена спортивная база школы.
 

На протяжении 24 лет (1985-2009) педагогический и ученический коллектив возглавляла Каткова В.С. Под ее руководством в 1988 году школе присваивается статус белорусскоязычной (состоялось 3 выпуска классов с белорусским языком обучения). Впервые в Республике Беларусь открываются классы с театральным уклоном.

     

Для работы приглашены профессиональные актеры, педагоги, режиссеры: Еренькова В.Н. – режиссер Русского драматического театра им. М. Горького; Баталова Л.В. – актриса театра «Дзе я»; Анисенко-Аринич А.В. – актриса театра белорусской драматургии; Грачева О.О. – доцент Белорусского университета культуры; Фурман Н.Н. – хореограф театра музыкальной комедии… Преподавание специальных дисциплин ведется по авторским программам под редакцией заместителя директора по учебной работе Лабкович В.В.
Учебный театр в 1998 году получает почетное звание «Образцовый учебный театр», которое подтверждено 4 раза.  На развитие специализации школы выделен Грант Президента Республики Беларусь. Имя школы зазвучало в городе и за его пределами. Школьный образцовый театр представлял Беларусь на Международном театральном фестивале в Польше «AZYL», международном конкурсе «Шаг в небо», международном театральном фестивале французских театров в г. Авиньон, международном фестивале театрального студенческого творчества «Тэатральны куфар». Поставлено множество спектаклей, которые и сегодня собирают и объединяют весь педагогический коллектив, учащихся и родителей. Это яркие запоминающиеся работы: «Божественная комедия», «Девочка, где ты живешь?», «ОБЭЖ», «Птичий рынок», «Очень простая история», «Завтра была война», «Сестра моя Русалочка», «Над пропастью во ржи», «Никто не поверит», «Любовью за любовь», «Тихоня», «Голгофа».
А в 1994 году школа приобретает новое направление - эстетическое. Открываются  классы декоративно-прикладного профиля, ведется преподавание художественного труда по индивидуальным учебным программам, составленным учителями обслуживающего труда Скубиной О.В., Вайда Л.А. Для работы с учащимися в школу приглашаются лучшие флористы, резчики по дереву. Учащиеся становятся  победителями престижных фестивалей и конкурсов, работы направляются на республиканские выставки   народного творчества «Сузор`е», «Зимние фантазии».
Только повзрослев, я поняла, что всё то, что есть у меня, мне  дала именно  школа. Это она открыла передо мною  тысячи дорог и помогла выбрать одну, по которой я пошла  уверенно к своей цели. После 10 класса я поступила в БГУ на филологический факультет, выбрав из всех профессий одну самую лучшую – учителя.
         Жизнь шла своим чередом: учеба, замужество, семья, ребенок, переезд в Мурманск с мужем-офицером. Возвращаясь на родину, я даже и не предполагала, что возвращаюсь не только домой, к своим родителям, друзьям, но и в родную школу в новом качестве – учителя русского языка и литературы.
Прошли годы. Со дня открытия школы по 2012 год работала Сикорская Л.Н. – учитель русского языка и литературы высшей категории, Отличник образования Республики Беларусь, обладатель гранта Мингорисполкома, в период с 1986 г. по 2005 г. занимала должность заместителя директора по учебной работе; Сомов В.Ф. – учитель физической культуры и здоровья высшей категории; Савченко М.Б. – воспитатель ГПД, учитель начальных классов; Мельникова Р.Т. – учитель-методист, преподаватель   истории высшей категории.
 

Учителя и заместители директора школы сегодня сами занимают высокие государственные посты, являются ведущими специалистами государственных учреждений, возглавляют учительские коллективы: Козел Г.В., Лабкович В.В., Якубовская О.Б., Муравьев А.В

Козел Г.В. – заместитель главы администрации Фрунзенского района г. Минска. (2004 - 2011 г.г.)
 

Лабкович В.В. – начальник управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
 

Якубовская О.Б. – директор ГУО «Гимназия № 33 г. Минска».
 

Муравьёв А.В. – директор ГУО «Гимназия № 19 г. Минска»
Благодаря целеустремленному, самоотверженному труду педагогического коллектива и директора школы Катковой В.С., достигнуты победы в городских конкурсах: «Школа года» (1998 г.), «Здоровый образ жизни» (2002г.), «Столичный учитель – столичному образованию» (учитель биологии Логунова О.М., 2005 г.).
Школа становится  базой для адаптации детей-беженцев из Республики Афганистан.   В течение 10 лет работает совместный проект с УВКБ ООН «Социализация и адаптация детей беженцев в Беларуси, Молдове, Украине».

В 2006 году налажено сотрудничество с приходом храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и организована работа клуба «Истоки» по духовно-нравственному воспитанию.

Учебное заведение становится популярным и престижным в районе и городе. Благодаря высокому уровню профессионального мастерства педагогов школа является экспериментальной площадкой для учителей-дефектологов,  для заместителей директоров эстетического направления АПО, а также студентов факультета естествознания БГПУ и БГУКиИ.
Сегодня моя школа - овременное учреждение образования с изучением предметов театральной направленности.
С 2009 года школу возглавляла Асташевич И.С., которая совершенствовалась и росла в ней от учителя начальных классов до директора школы. Это энергичный и творческий педагог, талантливый организатор, обеспокоенный судьбой всего школьного коллектива. За это время обновилось информационное пространство школы. Под ее руководством успешно реализовался проект «Школа – социокультурный центр».В 2011 году в школе открывается новая экспериментальная площадка по апробации моделей тестирования учащихся.
 

С августа 2012 года возглавила школу, продолжая ее традиции, Докунова Валентина Федоровна. Используя в своей работе полученные знания, опираясь на механизмы личностно-ориентированного и деятельного подходов, она распростроняет наработанный опыт на весь педагогический коллектив, что повышает ее авторитет в глазах коллег и позволяет выстраивать партнерские отношения с учащимися и их родителями. Являясь человеком активной жизненной позиции, Валентина Федоровна отличается гражданской направленностью, высокой нравственностью и идеологической зрелостью.

Звенит звонок. Все спешат по коридорам в уютные классы. У  каждого своя изюминка: благоухает цветами кабинет биологии; строгой простотой настраивают на рабочий лад кабинеты информатики; кабинеты истории переносят ребят в прошлое; в мир научных открытий зовут кабинеты физики, химии и математики; а лингафонный класс приглашает путешествовать  в англоязычные страны; в кабинетах литературы рождаются юные поэты; развить физические навыки можно на стадионе, в спортивном зале и  на площадках; учебный театр собирает юных актеров; любимое место детворы – школьная столовая и кафе.

         Вместе со мной работают педагоги, которые  внедряют  новые технологии: развивающего обучения (учитель начальных классов Мартинкевич С.С.); деятельностного подхода (учитель начальных классов Марук Е.Т.); разноуровневого обучения (учитель белорусского языка и литературы, Каранец Е.Е., учитель математики Будилова Т.П.); проектная деятельность (учителя истории Мельникова Р.Т., Штеркель О.В.).
         Школа молодеет и сама вместе с новым поколением талантливых педагогов, профессионально компетентных, идущих в ногу со временем, которым хочется во всем «дойти до самой сути»:  учителя начальных классов Етко О.А., Мирончик Л.В., Небышинец Ю.В., учителя белорусского языка и литературы Французова Н.Н., Сыч Е.А., учителя английского языка Авдейчик Ю.В., Лавренчук С.И., Давыденко Т.В., учитель обслуживающего труда Вайда Л.А., учитель физической культуры Быченок А.В., учитель физики Павлович Н.Ф., учителя предметов театральной направленности Азаров В.С., Новикова Я.К., Гарбузов В.В., Суша Р.Л., Завьялкова М.А.
Талантливые ребята становятся победителями городских, республиканских олимпиад, конкурсов, конференций: Коляда Инна (республиканская олимпиада по белорусскому языку),  Былина Татьяна (городская олимпиада по трудовому обучению), Киреев Павел,Коваленок Инна (городская олимпиада по русскому языку), Пучик Кирилл (городской конкурс по истории; международный конкурс, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне). Среди них и мои ученицы: Новожилова Анна, Талайко Анастасия, Дымша Александра. Помню, сколько радости было у девочек, когда они победили в городской научно-практической конференции. С каким трепетом Лазарева Вика держала в своих руках журнал «Неман», в котором были напечатаны ее стихи! Радостно было и мне: учитель живет в своих учениках.
 
Ежегодно на школьном небосклоне вспыхивают новые «звёздочки» - талантливые ученики, в будущем мечтающие стать артистами: Кузьмин Алексей (финалист городского детского музыкального конкурса «Я пою» среди детей-сирот, детей из многодетных семей, неполных семей; финалист отборочного тура конкурса «Детское Евровидение – 2011);Свистунов Роман (финалист городского детского музыкального конкурса «Я пою» среди детей-сирот, детей из многодетных семей, неполных семей; финалист республиканского конкурса молодых исполнителей «Шаную цябе, Белая Русь»); Смирнова Анна (финалистка Международного конкурса современных исполнителей «Музыкальный спринт»);Чернышевич Яна (победитель Международного фестиваля-конкурса «Мы вместе», дипломантка Национального отборочного тура Международного конкурса «Детская Новая Волна - 2011»).
 

Тридцатисемилетний путь прошла моя школа.
       

За это время получили путевку в жизнь около 2000 выпускников, среди которых 200 золотых и серебряных медалистов. В каждого из них вложена частичка учительского сердца, тепла, любви. Имена многих выпускников можно встретить на афишах лучших театров нашей страны и за рубежом. Они работают на радио и телевидении, снимаются в фильмах. Их знает каждый из нас: ведущие актеры театра и кино России и Беларуси  А. Кот, О. Фадеева, актриса Русского драматического театра им. Горького, телеведущая В. Полякова, актриса Белорусского национального театра им. Я. Купалы В. Гарцуева, ведущая солистка музыкального театра «Зазеркалье» г. Санкт-Петербурга
В. Лукьяненко, телеведущий Ю. Бабурин.
 

Педагоги школы – это творчески работающий коллектив единомышленников. Многие из них имеют высокую теоретическую и научно-методическую подготовку. Среди них 2 отличника образования, 8 обладателей Грантов Мингорисполкома, 9 награждены Грамотами Министерства образования Республики Беларусь, 16 - Почетными грамотами комитета по образованию Мингорисполкома.
 

Каждая школа имеет свои неповторимые особенности, свое запоминающееся лицо. Что же выделить отличительного в нашей школе? Главное – атмосфера творчества и постоянного поиска, духовности и высокой нравственности, понимания, тепла. Здесь хорошо и интересно всем участникам образовательного процесса.
 
Школьная жизнь трудная и радостная, быстротечная и долгая, полная открытий и побед на пути восхождения к вершинам творчества.


 
-Учитель русского языка и литературы СШ № 136 г. Минска Смирнова Т.В.