Секреты семейного воспитания

С Вами работает педагог-психолог Сидорик Ольга Николаевна

Расписание работы консультационного пункта для индивидуальной работы с родителями:
понедельник и среда с 18.00 до 20.00

Предварительная запись по телефону (17) 316-80-00

Сайт   "Психологос"  – всё, что нужно знать непсихологу о психологии

Дети и школа:

Дети и семья:

Дети и здоровье:

Полезные ссылки:  
журнал  "Здоровье школьника"  

Дети и виртуальный мир: 

Полезные ссылки: 
сайт   Лиги безопасного интернета  

Дети и профессия

Дети и досуг

Дети и труд

Примеры из практики: 
Любовь к компьютерной игре  

Воспитание без насилия

Уважаемые родители, онлайн-семинар «Травмы детской души» состоится 18.12.2021 в 11.00 через систему ZOOM. Цель семинара – помочь вам исключить ошибки из родительской практики и развить ваши психолого-педагогические компетенции. К данному семинару мы подготовили для вас следующую информацию.
развернуть

Самым безопасным местом для ребенка всегда была семья и дом, где он рос. Однако в настоящее время наблюдается тенденция увеличения случаев насильственного и жестокого обращения в семье с детьми разных возрастов. Самыми незащищенными являются дети дошкольного и младшего школьного возраста.  Эта проблема является достаточно актуальной во всем мире и в то же время самой закрытой, так как немногие из родителей готовы о ней говорить публично и просить о помощи.

Каждый из родителей имеет собственную модель воспитания, усвоенную в детстве. Однако  часто в этих моделях присутствует какой-либо вид насилия. Хотя взрослые не воспринимают свою модель воспитания, как насильственную. Это происходит по разным причинам: низкий уровень родительской компетенции, попустительское и поверхностное отношение к воспитанию детей, социальные стереотипы и мифы, которые когда-то вышли из условий быта.

Что такое насилие? Важно знать, что насилие над ребенком в семье - это любые действия или бездействия родителей либо других взрослых, в результате которых наносится вред физическому либо психическому здоровью ребенка, создаются условия, препятствующие всестороннему развитию ребенка, а также нарушаются права ребенка. 

Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами взрослых, семейными традициями и т.д. В настоящее время к мифам можно отнести мнение о том, что насилие в семье встречается только в социально неблагополучных семьях. Это не так. Часто насилие можно встретить и вполне благополучных семьях.

        

 

         Специалистами выделяется 4 основных вида насилия:    

  • Физическое: нанесение ребенку травм и телесных повреждений либо лишение жизни ребенка. К этому виду насилия относятся истязания, удары, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков и т.д. Форм физического насилия существует большое множество и перечислить все невозможно. В период применения физического насилия либо после него у ребенка остаются не только повреждения на теле, изменяется эмоциональное состояние, но и появляется страх, психосоматические заболевания. Из-за того, что ребенок не знает, когда его будут бить в следующий раз, у него развивается целый комплекс стрессовых симптомов: тревога, головная боль, психосоматические проявления (простуды, энурез, экзема, астма и т.д). страх проявляется как желание убежать, спрятаться, внешнее безразличие, глубокая заторможенность, суицидальное поведение, депрессия и уходы из дома. Во взрослом возрасте к последствиям физического насилия относятся различные заболевания, нарушения физического и психического развития, нарушения поведения, неврозы. Также к последствиям физического насилия можно отнести агрессивность по  отношению к другим людям и животным, трудности в общении, построении будущих семейных отношений.
  • Психологическое (эмоциональое): постоянное или периодическое вербальное/невербальное оскорбление ребенка, угрозы и унижения со стороны родителей, обвинения в том, в чем он не виноват, демонстрация отстраненности и неприязни ребенка, постоянная ложь или искажение действительности, предъявление к ребенку требований, не соответствующие его возможностям. Психологическое насилие со стороны родителей проявляется эмоциональной отстраненностью, враждебным отношением, криками, противоречивой реакцией на поступки ребенка, ложью и невыполнением обещаний, завышенными ожиданиями и требованиями, изоляцией, угрозами и запугиванием, уничтожением личных вещей, запрет на встречи с одним из родителей после развода и т.д. Подобное поведение приводит к печальным последствиям в будущем. У ребенка развивается низкая самооценка, страх проявлять эмоции, сложности в установлении отношений, ребенок может стать жертвой других видов насилия (ведомость ребенка).
  • Сексуальное: ребенок используется взрослым для получения сексуального удовольствия. Самый страшный вид насилия. Со стороны взрослого это проявляется в демонстрации ребенку интимных частей тела взрослого, прикосновения к половым органам ребенка, половой акт и сексуальные игры с ребенком, демонстрация порнографических материалов, вовлечение ребенка в изготовление интимной продукции, вовлечение ребенка в занятие проституцией. Чаще всего от этого вида насилия страдают дети до 12 лет. Достаточно распространенным видом сексуального насилия является инцест – сексуальное насилие над ребенком со стороны других членов семьи (отчим, дедушка, дядя и т.д.). Часто инцест продолжается многие годы. Сексуальное насилие над ребенком сильнейшую психологическую травму и крайне негативно влияет на будущее развитие и эмоциональное здоровье. Среди последствий часто встречаются депрессия, нарушенное сексуальное поведение и проблемы при сексуальных контактах, посттравматическое стрессовое расстройство, саморазрушающее поведение, неспособность налаживать и поддерживать близкие отношения.

 

  • Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка: нежелание или неспособность удовлетворять нужды ребенка, связанные с его развитием физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей. В поведении родителей это может проявляться в оставлении ребенка без присмотра, неудовлетворении потребности ребенка в питании, одежде, жилье, медицинской помощи, получении образования. В случае, если у ребенка не удовлетворяются базовые потребности, то это может привести к задержке его физического и психического развития.

Важно отметить, что насилие, пережитое в детстве, порождает зависимые разрушающие  отношения в новой семье, непонимание между родителями и детьми развивает цепочку нарушений у подрастающего поколения от трудностей обучения в школе и заканчивая личностными проблемами. Любой вид насилия оставляет в душе ребенка шрамы на всю жизнь, негативно влияя на его физическое, психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие, также затрудняя его социализацию.

 

 

На семинаре вам будет предложено разобраться с некоторыми ситуациями. Ознакомьтесь с ними. Подумайте, как бы вы поступили в той или иной ситуации.

Ситуация 1:

Семья из трех человек (мама, папа и сын 13 лет) отправилась на пляжный отдых со своими друзьями. Отец решил научить сына плавать. Мальчик отказывался, на что отец сказал,  что ты взрослый и, взяв ребенка за руку, потащил его в реку. Мальчик сопротивлялся и просил его отпустить.

 

Ситуация 2

Семья из трех человек: мама, папа и ребенок (мальчик Андрей 9 лет). Андрей ждал выходного дня, чтобы пойти с родителями в дельфинарий, куда они обещали отвезти его еще в прошлые выходные. Но у родителей не получилось и они пообещали сыну пойти в дельфинарий в следующую субботу. Но в следующую  Сб. папа уехал на дачу, а к маме пришла подруга поболтать. Андрей несколько раз напоминал маме о походе в дельфинарий, но мама сказала, что ей некогда и они отправятся туда через недельку.

 

Ситуация 3:

В семье 2 детей: катя 8 лет и Антон 12 лет. Катя – любимая дочь родителей, а Антон постоянно чувствует себя ненужным и нелюбимым. Родители обсуждают с Катей, как у нее прошел день, что было интересного, рассказывают ей о своих новостях. Антона, конечно же кормят, одевают, покупают необходимые вещи. Но никто не интересуется его делами и не рассказывает о семейных новостях. Если Антон пытается что-то рассказать, родители его почти не слушают.

 

Ситуация 4:

Ире 14 лет. Она часто опаздывает в школу и пропускает занятия. Со сверстниками общается мало. На уроках много рисует, из-за чего портятся  отношения с учителями. На контакт с педагогами не идет. Мама отмечает, что Ира дома также сидит в своей комнате либо много времени проводит в ванной. Мама такое поведение списывает на подростковый возраст и считает, что страшного в этом ничего нет.

 

 

Памятка для родителей

по предотвращению насильственного

и жестокого обращения с ребенком.

 

  1. Безусловная любовь и принятие чувств ребенка.
  2. Уважение интересов и ценностей ребенка
  3. Умение родителей видеть свои ошибки и признавать свое несовершенство
  4. Сделать общение с ребенком внимательным и спокойным ежедневной традицией
  5. Установление семейных правил
  6. Личный пример
  7. Соблюдать последовательность в общении и требованиях.

 

Записывайтесь на семинар через классного руководителя, через секретаря в приемной 316 80 00,  можно через Вайбер директора+375 29 649 09 07.

Попробуем разобраться вместе с интересной и важ

свернуть

«Тайный язык симптомов или о чем говорит твое тело» Сценарий семинара

Аудитория: для родителей, педагогов Автор: педагог-психолог, арт-терапевт, член Международной ассоциации арт-терапевтов Сидорик О.Н. Аннотация: данный семинар, позволит познакомиться родителям и педагогам с некоторыми причинно-следственными связями возникновения психосоматических расстройств у детей, ролью семьи в данном процессе. Содержит разбор примеров, которые помогут понять важность выявления и устранения психологических причин, влияющих на здоровье ребенка.
развернуть

Добрый день, уважаемые родители! Думаю, вы знакомы с ситуацией, когда ребенок на фоне длительного плохого настроения, стресса и неудач вдруг начинал заболевать.

Сейчас все чаще можно слышать о взаимозависимости психологического и физического состояния человека. Неожиданные проблемы со здоровьем у детей, всегда вызывают особое беспокойство у родителей. И прежде всего, интересует вопрос, как помочь ребенку? И второй вопрос  - какова причина данного состояния?

Некоторые болезненные  состояния, ставят в тупик не только пациентов, но и даже самих врачей. В очередной раз ребенку выписывают таблетки и уколы, которые не дают желаемого результата. Эффекта от лечения нет, либо он временный и недуг возвращается снова и снова. Многие врачи,  работая с физическими недугами, первопричину болезни связывают именно с состояниями нервной системы ребенка, его генетической предрасположенностью и условиями его развития.

Помимо анатомо-физиологических симптомов (боль в определенном органе), существуют и так называемые сомато-вегетативные симптомы: часто ребенок может жаловаться на боль различной локализации – загрудинная, головная, суставная, мышечная. При обследованиях медицинских причины болевого синдрома не обнаруживаются. Другими частыми симптомами являются одышка, учащенное сердцебиение, головокружения, рвота, тошнота, приливы холода и жара, быстрая утомляемость, слабость, заложенность носа, кашель, нарушения сна и пищевого поведения, тики, ночной энурез, беспричинные крики и плач, кожные высыпания. Однако, надо знать, что у детей эти симптомы, возникающие часто на фоне психологических проблем, за очень короткое время переходят на органо-тканевый уровень (физиологический), а впоследствии могут стать хроническими.

На своих консультациях, работая с психосоматическими расстройствами, я всегда задаю вопрос взрослым: «Когда они впервые столкнулись с данной симптоматикой?» Как правило, получаю в ответ: «Месяц и несколько месяцев тому назад». Это вершина «айсберга». Такие проблемы возникают за много лет, до того, как вы их заметили. Тело помнит и хранит в себе следы всего, что случалось с нами на протяжении жизни: всю нашу радость, боль и переживания, спрятанные или, наоборот, чрезмерно открытые эмоции, весь негативный и позитивный жизненный опыт. Травмирующие психологические ситуации (особенно часто повторяющиеся) со временем приводят к тому, что человек начинает держать определенные группы мышц в напряжении. Так формируется мышечный панцирь. Человек привыкает к постоянному  мышечному напряжению, перестает его замечать, но страдает от его последствий (неумение получать радость от жизни, чувство тревоги, необоснованных страхов, скованности в теле и, как следствие, физиологические дисфункции).

Еще в древнем Востоке люди, занимающиеся исцелением, заметили, что физическое тело человека, психическое состояние, энергетический тонус связаны друг с другом самым тесным образом. Именно на этой взаимосвязи построены восточные системы оздоровления и развития.

 Давайте разберемся, может ли сильная эмоция стать причиной болезни?

Негативные эмоции активизируют симпатическую нервную систему, что приводит к повышению артериального давления, изменению частоты пульса, спазмам сосудов, к частому дыханию и даже одышке. Всем известны случаи, когда при сильных негативных эмоциях, например, в гневе у человека случается сердечный приступ. Может ли гнев стать причиной инфаркта? Конечно, нет. А вот эмоции могут стать провоцирующим фактором, определенным триггером, запустившим болезнь, но не как не причиной этой болезни. Выздоровление, по мнению врачей,  также зависит от настроения больного и того, кто с ним рядом, его веры, силы духа, настроения.

Приведу  реальный случай, о котором часто рассказывают в детском онкологическом диспансере.  Мальчик 14 лет с диагнозом саркома кости. Мама психолог. Убедившись, что медицина бессильна, мать разработала целую систему оздоровления для своего ребенка. Она вывезла ребенка на хутор, создала ребенку условия для общения с природой, организовала занятия с  художником. И болезнь стала отступать. Картины этого ребенка до недавнего времени украшали стены диспансера. И таких случаев существует  достаточно много.

Для понимания сути детской психосоматики важно знать, что родители и дети являются единым семейным организмом. И, если в семье существует неприязнь, болезнь, сложные супружеские отношения, ребенок это чувствует и переживает. Как писал практикующий психотерапевт, психолог, гомеопат Синельников Валерий Владимирович, даже если родители скрывают от ребенка свои плохие отношения, ребенок все знает, чувствует. В подсознании ребенка содержится вся информация о чувствах и мыслях родителей. Когда у родителей появляются проблемы, ребенок это показывает или через поведение, или через болезнь, так как еще не может выразить словами то, что чувствует.

Вот еще один пример с моей практики. Семья обратилась на консультацию с маленьким ребенком (до 1 года) с сильнейшими аллергическими реакциями, с гормональной терапией и не дающей долгого эффекта. Были установлено, что как только папа собирался в командировку у ребенка усиливались проблемы.

Любая психосоматическая болезнь ребенка  - это сигнал для родителей.

Многими учеными уже доказано, что часто разрушительные программы в подсознание детей закладываются еще во время беременности через отрицание ребенка, негативные мысли и чувства, плохие взаимоотношения не только супружеские, но и родительские (с собственными родителями).

Приведу некоторые факторы психосоматических заболеваний:

  1. Генетические: наследственные психические заболевания, наследственные психосоматические заболевания.
  2. Личностные особенности родителей и личностные особенности пациентов, церебрально-органические: патология беременности и родов, нарушение вскармливания, задержка психомоторного развития.
  3. Микросоциальные: плохие материально-бытовые условия, неполная семья, отношения между братьями и сестрами, потеря родителей, психоэмоциональные перегрузки и т.д..

Анализ данных факторов поможет выявить причинно-следственные связи и источники проблем. 

В разговорах о психосоматических заболеваниях часто родители задают вопрос по поводу школы? Надо понимать, что умственный труд и эмоционально-коммуникативные  перегрузки они могут быть фактором, вызывающим психосоматические расстройства. Поэтому родителям, необходимо ежедневно отслеживать  эмоциональное состояние своего школьника. Именно настроение ученика является  показателем, справляется ли ребенок с школьной нагрузкой или нет. Но важно знать, что основной механизм психологической защиты ребенка формируется в семье. Поэтому семейная атмосфера и стили воспитания имеют решающее значение в возникновения психосоматической симптоматики.

Причина возникновения большинства симптомов у детей – это проблемы детско-родительских отношений. На них я и остановлюсь подробнее. Мы рассмотрим стили воспитания и ошибки, которые могут спровоцировать появление психосоматических расстройств.

 

Пример из практики.

Отец смотрит телевизор, мама сидит в телефоне. Ребенок (мальчик 12 лет) возвращается домой  и рассказывает о своем дне. Родители формально обращают внимание на ребенка. Поверхностно и кратко расспрашивают ребенка о прошедшем дне, при этом каждый занимается своим делом.  Несколько раз ребенок пытается спросить у отца, как можно починить часы, на что получает ответ «потом расскажу» или «разберись сам, не маленький уже». 

Что может чувствовать здесь ребенок, если в ответ на все свои вопросы сталкивается с такой реакцией родителей? Конечно, свою не нужность. Данный стиль воспитания относится к «гипоопеке». И характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок часто остается без надзора, ему уделяется мало внимания, ощущается физическая заброшенность, нет интереса к его жизни со стороны родителей, либо интерес формальный и поверхностный. При «гипоопеке» ребенок может ощущать недостаток контакта, сказать об этом не может, либо уже говорил, но ничего не меняется. В результате возникает потребность, которая не удовлетворяется. Ребенок перестает об этом говорить, но потребность никуда не уходит и наступает пиковая ситуация, когда вместо ребенка об этом начинает говорить его тело. В таком случае недостаток общения и контакта может выражаться в кожных заболеваниях и аллергиях (дерматит, нейродермит, псориаз и т.д.).

 

Следующий пример.

На мою консультацию записалась мама с запросом о неудачной жизни сына. По телефону мама пояснила, что «все окружающие люди обижают ее мальчика, что все к нему придираются, как ему не везет в жизни и что складывается у него все не так, как хотелось бы. Друзей у него практически нет. Да и к тому же, уже много лет ребенок лечит астму и все безрезультатно. Мальчик активный, интересный собеседник, образованный, настроен положительно на работу с психологом». Мы договорились о встрече совместно с сыном. И вот настал день консультации. В кабинет входит мама и ее мальчик, которому …32 года… Подобная опека сына со стороны мамы продолжается на протяжении всей его жизни. 

Что может чувствовать ребенок в данной ситуации?.... А родители? Для чего это нужно маме?

Данный стиль воспитания, называется «гиперопека» и проявляется в запретах, повышенном внимании к ребенку, в чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения.

Достаточно часто в подобных семьях проявляются психосоматические  заболевания, преимущественно поражающие дыхательную систему. Это объясняется тем, что чрезмерная опека родителей настолько сильно оказывает давление на ребенка, что может развиваться мнимое ощущение удушья. Нет кислорода, перехватывает дух.

 

Разберем следующий пример.

В  школу учитель приглашает родителей для проведения беседы по поводу поведения ребенка 7 лет в первом классе. На уроках ребенок ведет себя демонстративно, постоянно отвлекается, отвлекает других, задания учителя не выполняет, на замечания реагирует грубо, может встать и уйти с урока. Часто становится провокатором драк в классе. В беседе с мамой учитель замечает, что мама постоянно оправдывает своего сына и ссылаясь на его маленький возраст

Что может стать причиной такого поведения ребенка?

В данном случае мы имеем дело с  «потворствующим» стилем воспитания - это «воспитание кумира семьи». Родители пытаются освободить свое дитя от малейших трудностей, обожают и чрезмерно покровительствуют, потакают любым его желаниям, восхищаются его минимальными успехами и требуют этого восхищения от других. В норме к 7 годам у ребенка должно быть сформировано понятия о социуме, правилах поведения и нормах поведения. При данном стиле воспитания в первую очередь удовлетворяются витальные потребности ребенка (есть, спать, развлекаться). Они становятся ведущими. Не развиваются нравственные ориентиры. В результате в подростковый возраст входит ребенок, не знающий границ социального поведения, не контролирующий себя и не сочувствующий другим.

Как правило, достаточно часто подобный стиль отражается в нарушениях пищевого поведения ребенка, в подростковом  возрасте есть большие риски, что ребенок будет склонен к различного рода зависимостям: алкогольной, социальной (попадет в плохую компанию), игровой и другие.

 

 

Еще одна ситуация.

Мама растит ребенка одна. Работает на двух работах. Дочке 10 лет. Девочка очень добрая и отзывчивая, помогает маме.  Возвращаясь домой из школы, девочка ждет вечера, чтобы поделиться с мамой новостями из своей жизни в школе и попросить помочь подготовить устный урок. Мама приходит уставшая и ей хочется отдохнуть. Новости в школе мама слушает от дочки, глядя в телевизор. Задает формальные вопросы, не проявляя истинного интереса. Начала помогать в подготовке домашнего задания, но, как только ребенку становилось что-то непонятно, мама ее начинала обвинять. Говорила, что так постоянно, что дочка ничего не может сделать сама. Помощь заканчивалась обвинением, что дочь ей создает дополнительные проблемы и уходом в другую комнату. Девочка оставалась наедине сама с собой, своим подавленным состоянием и своими проблемами.

С каким настроением будет ребенок и мама, если подобное общение регулярно? Что может физически чувствовать ребенок?

Здесь мы сталкиваемся с эмоциональным отвержением, когда родители тяготятся своим ребенком, его психологические потребности игнорируются, с ним холодно и безэмоционально разговаривают, ребенок–обуза часто встречает скрытое эмоциональное отвержение. Однако родительские функции выполняются в полном объеме: родители ухаживают, проявляют заботу,  переживают во время болезни и т.д.  Данный стиль оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка как психологическое, так и физиологическое, достаточно сильно невратизирует ребенка.

Такой стиль  общения и воспитания у ребенка может вызвать разные заболевания. Как правило, часто насморк, заболевания горла и т.д.

 

Следующий пример.

Успешные родители спрогнозировали будущее своего ребенка, которому 14 лет. В школе успеваемость у мальчика средняя. Склонен к гуманитарным наукам, однако папа принимать это не хочет. Кроме школы мальчик посещает 2 раза в неделю курсы английского, 1 раз бассейн, 2 раза скрэтч-программирование. Кроме этого родители требуют от сына полностью ответственного поведения и возлагают на него большие надежды. Мальчик должен всегда опрятно выглядеть, красиво говорить, достойно вести себя в обществе.

Данный стиль воспитания демонстрирует  завышенные требования к ребенку. Часто выражается в требовании от ребенка честности, порядочности, развития чувств, несоответствующих возрасту. Родители пророчат особое будущее своему ребенку, а ребенок боится их разочаровать, искренне пытаясь оправдать их надежды. Любое мнение ребенка, расхожее с родителями сразу пресекается. Такой стиль  воспитания может стать также причиной различных психосоматических расстройств.

 

Таким образом, любое расстройство, вызванное дисгармонией семейных отношений или другим фактором, требует анализа  и установления  причинно-следственных связей.  Данный анализ должен иметь глубокий характер, и учитывать все, что окружает ребенка и его семью, его близких и значимых людей в его жизни. Даже отношение матери к бабушке или другие существенные родственные взаимосвязи могут отразиться на самочувствии ребенка. Бывают случаи, когда болезнь объединяет семью или оправдывает какое-либо действие.

Для выявления причин психосоматических заболеваний и способов  их устранения, можно использовать таблицу психосоматики Луизы Хей. Благодаря ее уникальным трудам можно за несколько дней или даже часов осознать метафизику своего недуга. Но важно знать, что не все детские болезни вызваны психосоматикой. Для того чтобы с уверенностью говорить о психосоматической природе заболевания, необходимо пройти тщательное медицинское обследование.

Любую проблему лучше предупредить, чем устранять. Для профилактики возникновения психосоматических заболеваний у ребенка предлагаем придерживаться следующих правил.

  1. Принимайте и любите ребенка безусловно!
  2. Собственное недовольство выражайте отдельными действиями ребенка, а не ребенком в целом.
  3. Введите за правило активное слушание ребенка с обратным отображением его собственных чувств.
  4. Исключайте любое физическое и психологическое насилие в семье и в общении с ребенком
  5. Выстраивайте гармоничные семейные отношения. Учитесь договариваться в семье друг с другом
  6. Уважайте личное пространство каждого члена семьи
  7. Принимайте собственные эмоции, эмоции и чувства своего ребенка какими бы они не были
  8. Помогите ребенку найти ресурсы, чтобы он мог научиться справляться со стрессовыми ситуациями
  9. Включите работу с телом. Многие зажимы, которые появляются после эмоциональных проблем, исправляются с помощью физических упражнений.

 

 

Литература:

 

Для родителей:

  1. Бессел Ван Дер Колк «Тело помнит всё»
  2. Луиза Хей «Исцели себя сам»
  3. Стиб Питерс «Парадокс шимпанзе. Менеджмент мозга»

 

Для детей:

  1. Гершен Кауфман, Лев Рафаэль «Ты сильнее, чем ты думаешь. Гид по твоей самооценке»
  2. Томас МакДонах, Джон Патрик Хэтчер «Спокойно, ты справишься. 101 способ избавиться от тревоги и стресса»
свернуть

Эмоциональный интеллект и его значение в жизни человека

Задача каждого родителя состоит в научении ребенка жить самостоятельно: уметь заботиться о себе и окружающем мире, быть умным, успешным, узнать свое предназначение и найти свое место в жизни, стать счастливым, не бояться ошибок и признавать их, уметь правильно выстраивать, распознавать здоровые и токсичные отношения. Все это в педагогике и психологии относится к такому понятию как социализация личности.

Достаточно часто отмечается, что человек, обладающий выдающимися интеллектуальными способностями, оказывается совершенно не приспособленным к жизни в социуме, не умеет справляться со стрессом и выстраивать коммуникации с людьми. Действительно для успешной социализации человека важно не столько наличие у него развитого ума и аналитического мышления, а умение распознавать и управлять своими эмоциями. Ведь эмоции играют важную роль в нашей жизни. От них зависит наше самочувствие, успешность в любой деятельности, социальные и личностные отношения, ориентация на будущее и многое другое. Понимание своих эмоций, способность управлять своими чувствами, понимать чувства и эмоции других людей называется эмоциональным интеллектом. Понятие эмоционального (социального) интеллекта и появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни.

По результатам исследований, проведенных в Центре развития эмоционального интеллекта Йельского университета, доказано, что развитый эмоциональный интеллект у детей напрямую связан с будущими успехами. Так возможность получения диплома возрастает на 54%, а квалифицированной работы  - на 46%. Дальнейшие исследования в данной области, проведенные психологами Джоном Готтманом и Джоан Деклер, показывают, что дети, родители которых уделяли большое внимание развитию эмоционального интеллекта, имели более крепкое здоровье и более высокую успеваемость, они лучше выстраивали отношения, отмечалось меньше проблем с поведением, испытывали больше положительных эмоций, легче переживали трудности и быстрее восстанавливались.

Очень важно организовать развивать эмоциональный интеллект в младшем школьном возрасте. Ведь в данном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное. Придя в школу, вчерашний дошкольник проходит процесс адаптации. И насколько данный процесс пройдет успешно зависит и дальнейшее отношение ребенка к школе, его отношение к труду и успешность дальнейшего обучения в целом. Из опыта замечено, что у  учащихся с низко развитым эмоциональным интеллектом процесс адаптации проходит более длительно и тяжелее. Дети могут проявлять агрессию, у них низкая успеваемость и концентрация внимания, нет интереса к учёбе. Ученики с высокоразвитым эмоциональным интеллектом, проявляя понимание, умение распознавать чувства и эмоции, быстро и  успешно адаптируются к новым условиям.

Сегодня наличие высокого уровня эмоционального интеллекта является важным фактором при приеме на высокооплачиваемую и перспективную  работу. Если ранее кандидатов тестировали на IQ, то сегодня работодатели все чаще проверяют их эмоциональный интеллект EQ. Например, во всемирно известной компании Amazon решения об увольнении, повышении происходят не на уровне требований по компетенциям, а по соответствию с лидерскими качествами и принципами. Среди этих принципов есть принцип «развивайся и будь любопытным», «зарабатывай доверие»  и т.п.  Все чаще крупные успешные компании заказывают корпоративные тренинги по бесконфликтной коммуникации, стресс-менеджменту и повышению личностной эффективности. Руководства компаний  сегодня стремятся сделать сотрудников счастливыми, так как счастливый сотрудник – залог успеха бизнеса. Эмоциональное состояние передается не только родным, коллегам, но и партнерам по бизнесу, а значит и компании   в целом. Американский специалист по вопросам управления, писатель Стивен Кови заметил, что можно купить рабочие руки, но нельзя купить сердца, а ведь именно в них – любовь. А там где любовь, там качество и процветание.

свернуть